Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Феномен общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста
В настоящее время наблюдается увеличение числа детей, имеющих различные нарушения речи, особенно велик процент детей с дефектами речи дошкольного возраста.
Проблема изучения детей с различными нарушениями речи достаточно хорошо изучена в теоретико-практическом плане, исследованию данной проблемы посвящены труды Волковой Л.С., Левиной Р.Е., Беляковой Л.И., Филатовой Ю.А., Волковской Т.Н., Шаховской Н.С., Агранович З.Е., Бабиной Г. В., Филичeвой Т.Б., Тумановой Т.В., Чиркиной Г.В, Жуковой Н. С., Мастюковой Е. М., Воробьевой В.К., Глухова В.П., Гриншпуна Б.М., Селиверстова В.И., Чевелевой Н.А., Спировой В.А., Лалаевой Р.Л. и др.
Мастюкова Е.М. отмечает, что причины возникновения дефектов речи очень многообразны, но с клинической точки зрения наибольшее значение имеет группа общего недоразвития речи, связанная с ранним органическим поражением ЦНС. У детей данной категории, как правило, наблюдаются остаточные проявления органического поражения центральной нервной системы – минимальная мозговая дисфункция.
..........
1.2. Закономерности формирования речи в онтогенезе
Речь выступает как основное средство человеческого общения. Без нее люди не имели бы возможности получить и передать информацию, обучаться. Благодаря речевому взаимодействию сознание человека обогащается опытом других людей и развивается. Тем самым, речь является не только средством коммуникации, но и средством мышления, носителя сознания, памяти, информации, средство управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека.
Детская речь развивается под воздействием речи взрослых и в огромной мере зависит от достаточной речевой практики, нор¬мального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни ребенка.
Л.С.Выготский подчеркивал, что первоначальной функцией речи детей является функция общения, установление контакта с окружающим миром. В дошкольном возрасте деятельность ребенка происходит вместе со взрослыми, поэтому общение носит ситуативный характер. [5]
.......