Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Особенности самооценки при пограничных личностных расстройствах
Введение
Самооценка играет первостепенную роль в психической жизни человека. Одну из главных функций в структуре организации личности, её социально-психологической адаптации выполняет именно самооценка человека.
От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам, тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности». Главные функции, которые выполняются самооценкой, — регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности. Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида.
Изучению самооценки уделено большое внимание в работах отечественных психологов Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, И.С. Кона, М.И. Лисиной, А.И. Липкиной, В.В. Столина, Е.В. Шороховой и зарубежных психологов: У. Джемса, Ч. Кули, Дж. Мида, К. Роджерса и др. [цит. по: 3, с. 8].
Несмотря на длительность временного изучения феномена самооценки в научной литературе нет однозначной трактовки этого понятия.
В настоящее время весьма актуальны проблемы пограничных нарушений личности и поведения. Данные проблемы становятся все более актуальными в юношеском возрасте. Известно, что ранний юношеский возраст с его глубокой биологической перестройкой организма, мощным психоэндокринным сдвигом является тем «критическим» периодом онтогенетического развития, когда вследствие изменения общей и нервной реактивности значительно повышается риск возникновения различных пограничных нервно-психических расстройств и связанного с ними девиантного поведения.
..........
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы самооценки у лиц с пограничными нарушениями личности и поведения
1.1. Понятие самооценки в психологии
Самооценка - ценность, которая приписывается индивидом себе на основе сформированного представления окружающих. В качестве основного критерия оценивания выступает система личных ценностей. Главные функции, которые выполняются самооценкой, - регуляторная, на основе которой происходит решение задач индивидуального выбора в различных ситуациях, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности.
Самооценка активно изучалась в психологии (У. Джеймс, Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, И. С. Кон, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн, В. Ф.Сафин, А. Г. Спиркин, В. В. Столин, И. И. Чеснокова и др.).
В трудах отечественных и зарубежных психологов самооценка рассматривается и как компонент самосознания, и как личностное образование.
Среди отечественных и зарубежных психологов не мало тех, кто считает самооценку структурным образованием самосознания (И. И. Чеснокова, К. Роджерс, Р. Бернс, М. Розенберг, Дж. Р. Уайли, У. Джеймс).
Согласно данному подходу самооценка - это концентрированный результат самопознания собственного «Я», позволяющий сравнивать степень соответствия своих реальных действий идеалам, принципам, желаниям. Самооценка выполняет оценочные функции самосознания, включающие эмоционально-оценочные отношения личности к себе, отражающие специфику понимания личностью самого себя.
....