Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Развитие ритма устной речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи через занятия в театральном кружке (1 глава)
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Речь человека – это одно из нелинейных открытых функциональных систем, в которой теснейшим образом объединяются психические и биологические составляющие (Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев и др.). Особую роль в ее возникновении и развитии, как и в других органических системах, играют ритмические процессы. Именно эти процессы являются тем сущностным признаком пространственно-временного структурирования, которое позволяет работать как единое целое биосистеме любого уровня сложности (Б.С. Алякринский, Н. П. Бехтерева, В.И. Вернадский, И. П. Павлов, Б.М. Теплов и др.). Благодаря ритму формируется навык ритмически организованной, т.е. плавной речи, который в соответствии с пониманием функциональной системы поведенческого акта (П. К. Анохин) далее используется нами как динамический психосенсомоторный речевой стереотип.
Биологический компонент речи связан с ее моторным обеспечением и является наивысшим уровнем развития двигательной системы организма (Н. А. Бернштейн). Тесная связь речи и моторики прослеживается в многочисленных исследованиях как в онтогенезе, так и при дизонтогенезе (Е. Н. Винарская, Л. Т. Журба, М. М. Кольцова, Е. М. Мастюкова и др.)
Моторные ритмические процессы изучены более полно по сравнению с речевыми. В специальной педагогике и психологии накоплен значительный опыт применения ритмических воздействий на разные стороны психофизического развития в ходе коррекционной работы с детьми, имеющими различные отклонения в развитии (Г. А. Волкова, О. П. Гаврилушкина, П.Губерина, И. В. Евтушенко, Е. А. Медведева, Л. С. Медникова, Т. С. Овчинникова, Н. Д. Шматко, Е. З. Яхнина и др.).
.............
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РИТМА УСТНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ЧЕРЕЗ ЗАНЯТИЯ В ТЕАТРАЛЬНОМ КРУЖКЕ.
1. Анализ научной литературы по проблеме изучения речевых ритмических процессов у детей
1.1. В норме
В дошкольном возрасте, на всем его протяжении особенно интенсивно развиваются психомоторика и речь. Развитие психомоторики непосредственно влияет на уровень адаптации человека к социуму и окружающему миру в целом. Именно с этим связан интерес к данному отрезку жизни как исследователей, так и практиков, так как дошкольный возраст – особый период психофизического развития ребенка и его социализации. По мнению Д.И. Фельдштейна, современное «пространство-время детства» нуждается в раскрытии особенностей функционирования каждого растущего человека. Эти особенности ребенка изучаются в разных научных направлениях, в том числе это касается их ритмической организации.
С целью оценки хода нормального развития ребенка специалистами разработаны нормативные показатели онтогенеза двигательной и речевой систем, которые на сегодняшний день представляют собой программы воспитания и обучения детей.
Восприятие, оценка и воспроизведение моторного ритма вместе являются сложной комплексной деятельностью. Для того, чтобыправильного выполнить задания на воспроизведение ритма необходимо, с одной стороны, иметь достаточно высокий уровень развития слуховых и зрительных дифференциаций ритмических структур, а с другой — возможность моторного программирования воспринятых на слух или визуально ритмических рядов, а значит у ребенка должны быть развиты и сформированы на определенном уровне слухомоторные, слухозрительные и зрительно-моторные координации.
.....