Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Взаимосвязь Я-концепции и агрессивного поведения в подростковом возрасте
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Для подросткового возраста характерны глубокие как физиологические, так и психологические изменения, которые обуславливают склонность подростков к разнообразным нарушениям в поведении, в том числе и к деструктивной агрессивности.
Агрессивность, являясь индивидуально-личностной характеристикой, воздействует на качество социальной жизни и жизни каждого человека. Этим объясняются внимание и интерес, которые в последние десятилетия наблюдаются в исследованиях психологов в отношении проблем агрессивного поведения (Л. Берковиц, Р.Бэрон, Д.Ричардсон, С. Н. Ениколопов, А.А.Реан, И.А. Фурманов. Е.Г.Шестакова, Л.Я. Дорфман и др.).
Рост проявлений агрессивности в подростковом возрасте, когда происходит социализация и становление личности, формируются межличностные отношения, вызывает особую тревогу всего общества.
Решение проблемы агрессивного поведения требует анализ личностных детерминант, лежащих в основе ее формирования.
Среди таких личностных особенностей выделяют Я-концепцию, который характеризует знание человека о самом себе, его отношение к себе. Я-концепция многими авторами относится к одним из центральных понятий (У.Джем, Р. Бернс, К. Роджерс, Т. Шибутани и др.). Несмотря на популярность исследований проблемы Я в психологии, на сегодняшний день нет единого подхода к определению Я-концепции, описанию ее структуры, характеристик.
А вместе с тем, исследователи отмечают, что для того чтобы ощущать удовлетворение от жизни и своего положения в ней, выстраивать конструктивные отношения, современному человеку необходимы ясный образ Я, осознание себя, своих целей, ролей и т.п.
Подростковый возраст характеризуется ростом самосознания. Представление о себе у подростков можете вступить в противоречие с преставлениями, оценками окружающих людей: учителей, родителей, сверстников и привести к дезадаптации подростка в социуме и развитию агрессивности.
..........
1. Теоретические основы исследования агрессивности и Я-концепции у подростков
1.1 Общее представление об агрессии и агрессивности и их проявление в поведении подростков
Проблему агрессивного поведения активно изучали А. Басс, Л. Берковиц, Р. Бэрон, Д. Ричардсон, Э. Фромм, С.Н. Ениколопов, Е.В. Змановская, А.В. Ковальчук, Н. Д. Левитов и др.
В данных исследованиях вводится различие понятий «агрессия» и «агрессивность».
В «Психологическом словаре» агрессия определяется как «мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения... приносящее физический ущерб людям или вызывающий у них психологический дискомфорт» [34, с. 9]. Понятие «агрессивность» в данном источнике не рассматривается вовсе.
Согласно Р. Бэрону и Д. Ричардсону агрессией является любая форма поведения, цель которого оскорбление или причинение вреда живому существу, не желавшему подобного обращения, а агрессивность - как склонность личности действовать враждебно и агрессивно, а агрессивность рассматривается ими как синоним агрессии [7, с. 60].
Э. Фромм под агрессией понимает все те действия, которые причиняют (или намерены причинить) ущерб другому человеку, животному или неживому объекту, а агрессивность является проявлением агрессии. [41, с. 356]
Чаще всего агрессия является формой поведения, она представляет собой определенное действие, которое причиняет ущерб другому объекту, а агрессивность свойством личности, которое говорит о готовности индивида к агрессии [14, с. 61].
В настоявшее время существуют теории, которые по-разному рассматривают проблему агрессии и агрессивности человека.
Психоаналитический подход. Согласно воззрениям 3. Фрейда агрессия неотъемлемая, постоянная и неизбежная часть жизни [43]. Он утверждал о том, что агрессия берет начало из врожденных, инстинктивных сил, что в целом находило поддержку даже у его критиков.
.....