Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Гендерные аспекты развития карьеры
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Любой гендерный феномен представляет собой сложное многоаспектное явление, которое может быть изучено с использованием многоуровневого анализа. Понятие «гендер» (социальный пол, от англ. gender — род) подразумевает, что личностные и деловые качества мужчин и женщин детерминированы социально. Это мультиполярный социальный конструкт выраженности маскулинного, фемининного и андрогинного типов поведения. Маскулинный тип трактуется как силовое решение проблем, агрессивность, конкурентность, стремление к достижениям, вовлеченность во внешние стороны жизни. Фемининный тип поведения — проявление заботливости и внимания по отношению к другим, а также склонность к самопожертвованию, превалированию «чужих» интересов над личными, отказ от достижений во «внешней» жизни, концентрированность общения и деятельности в семейной сфере. В исследованиях также отмечается, что на основе андрогинного типа вырабатывается установка на более гибкое поведение, происходит согласование поведенческих паттернов мужчин и женщин, как в общении, так и в деятельности во всех сферах жизни. Гендерные модели (социальный конструкт) поведения мужчин и женщин изменчивы и зависят от исторического этапа социально-экономических, религиозных, культурных факторов развития общества.
.......................
1. Теоретические основы планирования карьеры работников
1.1. Влияние гендерного аспекта на становление и развитие карьеры сотрудника
Одними из самых значимых компонентов выхода женщин на широкую общественную арену в ХХ в. стали доступность высшего образования и получение престижных профессий. По статистическим данным, например, на 1991 г. в США мужчины превалировали в получении престижного образования и занимали высокооплачиваемые должности: 61% профессорско-преподавательского состава, 78% адвокатов и судей, 80% научных работников, 84% врачей, 87% архитекторов, 94% инженеров. В настоящее время в России женщины лидируют в области как высшего, так и среднего профессионального образования, а в педагогических исследованиях показано, что академическая успеваемость женщин в целом выше, чем у мужчин.
По данным Госкомстата РФ, к началу 90-х гг. высшее и среднее специальное образование имели 46% работающих женщин и только 34% работающих мужчин. Международная организация экономического сотрудничества и развития (The Organization for Economic Cooperation and Development OECD) в докладе «Взгляд на образование-2012» констатировала, что 54% россиян в возрасте от 25 до 64 лет имеют высшее образование — они занимают первое место, на втором — Канада (51%), на третьем — Израиль (46%), а США — на четвертой позиции (42%). Гендерные аспекты лидерства, как отмечает Т. А. Бендас, в большей степени изучены в сферах политической психологии и психологии управленческой деятельности. В качестве активных субъектов и деятельных практиков женщины вошли в политику во второй половине ХХ в., и, прежде всего, это ассоциируется с именами премьер-министров: И. Ганди, М. Тэтчер, Б. Беназар, К. Кемпбел.
............