Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры
Введение
Проблеме развития памяти принадлежит центральное место в психологии. Научная разработка этой проблемы непосредственно связана с изучением психологической природы процессов памяти, с характеристикой возрастных особенностей памяти у детей, с выяснением путей и способов ее воспитания.
Память изучали еще в древности Платон, Аристотель, ее исследованию посвящены труды отечественного физиолога И.П. Павлова, психологов Л.С.Выгодского, Н.Ф. Добрынина, А.А. Смирнова, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева и в настоящий момент проблема памяти продолжает волновать умы известнейших психологов мира.
Роль памяти в жизни человека огромна. Память непосредственно связана с усвоением человеческого опыта. Она является основой всего психического развития.
Человеку надо много знать и многое помнить, с каждым годом все больше и дольше. Книги, записи, компьютеры помогают чело??веку помнить, но главное - это его собственная память. Без нее невозможно нормальное функционирование личности и ее развитие, обучение и профессиональная деятельность.
Сензитивным периодом развития памяти является дошкольное детство.
В этом возрасте ребенок активно познает мир и важно чтобы он воспринимая запоминал то, что его окружает, что ему говорят, формировал опыт. В основе всего этого лежит непроизвольная память.
.............
Глава 1. Теоретические аспекты развития памяти в старшем дошкольном возрасте
1.1 Понятие памяти как психолого-педагогический процесс
Впечатления, получаемые человеком об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности - воспроизводятся. Эти процессы называют памятью.
По мнению А.А. Крылова, память – способность к повторению прошлого опыта, одно из важнейших свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно сохранять информацию и неоднократно вводить ее в сферу сознания и поведения .
Памяти принадлежит центральное место в психической жизни. Память пронизывает все уровни психического и принимает участие в работе всех когнитивных структур, в каждый момент текущего настоящего. Память является стержневым образованием, позволяющим накапливать сознательный опыт, что делает возможным обучение и воспитание.
Согласно определению, предложенному А.Р. Лурия, память - это запечатление (запись), сохранение и воспроизведение следов прежнего опыта, дающего человеку возможность накопить информацию и иметь дело со следами прежнего опыта после того, как вызвавшие их явления исчезли .
Т.е. память является сложным психическим явлением, которое включает в себя несколько взаимо??связанных процессов: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.
.................