Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Использование произведений устного народного творчества в начальных класса
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность обращения к теме настоящего исследования обусловлена требованиями Федерального государственного образовательного стандарта к развитию ребенка младшего школьного возраста. В частности, в качестве одного из результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования выдвигается навык чтения текстов различных жанров, овладение элементарными приемами интерпретации и анализа художественного текста. В этой связи учащихся знакомят, помимо прочих произведений, с устным народным творчеством. Фольклор по праву называют кладезем народной мудрости. Отражая перипетии жизни народа, его радости и горести, мечты и стремления, устное народное творчество стало основой для последующего развития письменной литературы.
На протяжении веков в фольклоре формировались такие основные жанры, как пословицы и поговорки, загадки, скороговорки, заклички, песни, сказки. Различным аспектам использования произведений устного народного творчества в образовании младших школьников посвящены исследования, где изучены следующие проблемы: социально-психологические и психолого-педагогические факторы (Н.В. Асафьев, Е.В. Беляев, М.Н. Зыкова и др.); эстетическое воспитание и развитие (Е.А. Коряжкин, В.И. Солодухин, С.М. Яковлюк и др.); воспитание во внеучебной деятельности школы (О.В. Вакуленко, В.А. Коротеева, К.А. Орлов и др.). В этих и других работах отмечается, что качество использования учащимися в речи произведений зависит от особенностей восприятия устного народного творчества.
....................
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
1.1 Устное народное творчество как компонент национальной культуры
Самосознание любого народа проявляется через национальную культуру. В наиболее общим виде это «исторически складывающееся мировоззрение народа, реализуемое в традициях, национальных реликвиях и получающее свое отражение в языке» [1, с. 158]. Вместе взятые, они являются составляющими национальной культуры, которая оказывает влияние на духовные ценности народа, стиль мышления, установки, моральные нормы, стереотипы, характер межличностного и межгруппового поведения и самовыражения. Значительный пласт национальной культуры составляет устное народное творчество.
Согласно содержанию «Словаря литературоведческих терминов», составленному С.П. Белокуровой, устным народным творчеством называют «различные виды непрофессионального словесного творчества, создаваемые народом и бытующие в устной форме» [2, с. 267]. Фольклор как шкала социального опыта дает возможность глубже понять национальные и исторические особенности народа: мифы, песни, сказки, легенды, пословицы, поговорки и другие жанры устного народного творчества не просто давали людям эстетическое наслаждение, но и являлись источником необходимой информации об окружающем мире. Именно в произведениях устного народного творчества ярко высвечиваются нравственные идеалы, душа народа.
..........