Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Развитие творческого воображения у старших дошкольников в изо деятельности
Введение
Актуальность исследования состоит в том, что внедрение в систему образования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДОО) предъявляет новые требования к построению и реализации образовательного процесса. Деятельность педагога должна быть направлена не только на передачу знаний и умений, но и на создание условий для овладения дошкольниками способами самостоятельного их приобретения. В связи с этим возрастают требования к развитию творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сложнейших задач, которые выдвигает жизнь. В обществе происходят бурные изменения. Человек вынужден реагировать на них адекватно и, следовательно, должен активизировать свой творческий потенциал. В соответствии с этим необходимы выбор и разработка адекватных средств формирования творческого продуктивного мышления, т.к. прежние не отвечают образовательной парадигме нового тысячелетия.
Согласно ФГОС, художественно-творческая деятельность развивает мышление, наблюдательность и воображение, учебно-творческие способности, эстетические чувства, учит проявлять эмоционально-ценностное отношение к миру. Формирует основы духовно-нравственных ценностей личности - способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощённых в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом; устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора, понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве, любви, взаимопомощи, уважении к родителям, заботе о младших и старших, ответственности за другого человека;
......................
Глава 1. Научно теоретические подходы к проблеме развития творческого воображения у старших дошкольников в ИЗО деятельности
1.1. Понятие и критерии изучения творческого воображения (в литературе)
В связи с целями и задачами нашего исследования охарактеризуем основные понятия.
Как и все другие психические процессы, воображение - это функция коры больших полушарий головного мозга. Физиологическим основой воображения является образование новых сочетаний тех нервных связей, которые возникали ранее в процессе отражения человеком объективной реальности. Для возникновения нового образа нужно, чтобы ранее образованные системы связей, структура которых была детерминирована характером объектов, которые воспринимались, распались (здисоциювалы) и образовали новые сочетания соответствии с новыми потребностями, что актуализировались в деятельности человека. Богатство образов фантазии зависит от оригинальности того, как в новом ее продукте сочетаются черты известных объектов, насколько новыми, нестандартными есть эти сочетания.[20]
Воображение может характеризоваться по количественному и качественному признакам. Способность порождать определенное количество новых образов течение определенного времени мы назовем производительностью воображения. Но само количество новых образов в единицу времени не может считаться признаком уровня развития воображения. Иногда количество вовсе не свидетельствует о новом качестве и открывает перед человеком «дурную бесконечность» аляповатых образов; так большое количество денег в государстве может обнаруживать не ее богатство, а лишь инфляцию. Поэтому от производительности как количественной характеристики понятия не следует отделять характеристики качественные. .................