Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Организация игровой деятельности как условие развития воображения дошкольников(возраст 3-7 лет)
ВВЕДЕНИЕ
В период дошкольного детства, когда еще не достаточно сформирована система знаний о мире, явлениях и процессах, происходящих в нем, причинах тех или иных ситуаций, воображение приобретает ведущую роль в развитии личности ребенка, его познавательной деятельности, формировании представлений о мире и жизни.
Дошкольный возраст описывается выдающимися педагогами и психологами, такими как Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон и др., как сензитивный период для развития творческого воображения и фантазии.
Изучению воображения дошкольников посвящены также работы: Дьяченко О. М., А.В. Запорожца, Р.С. Немова, С.Л. Рубинштейна и др., которые утверждают, что воображение занимает важнейшее место в структуре когнитивного развития личности.
При этом роль воображения в воспитании не ограничивается способностью формировать представления об окружающем мире. Оно оказывает решающее воздействие на проявление творчества и креативности, логики мышления, внимания, умения сопоставлять, делать выводы, планировать и предсказывать последствия тех или иных действий или событий. Таким образом, детское воображение является залогом успешного развития личности и реализации ее потенциала. Именно благодаря творческому воображению совершаются великие открытия, создаются новые проекты в различных сферах жизни и деятельности человека [21].
........................
Глава 1. Теоретический анализ специфики развития воображения в игровой деятельности детей дошкольного возраста
1.1 Понятие и сущность воображения дошкольников
Воображение – это познавательный процесс, направленный на моделирование нового образа или идеи. Оно тесно связано с другими психическими процессами: памятью, мышлением, речью и вниманием. Поскольку для того, чтобы что–то вообразить или представить, необходимо обладать точной и полной информацией об интересующем предмете, уметь анализировать и сопоставлять [14].
Воображение помогает представить и осмыслить абстрактные понятия, позволяет сделать внутренний мир ребенка ярче и насыщеннее.
Сущность процесса воображения заключается в том, чтобы конструировать новые образы – неповторимые и уникальные, приводить в упорядоченную систему имеющиеся знания о предмете или явлении.
Воображение является не абстрактной функцией, а закономерно развивающейся стороной сознательной деятельности личности. На этой основе формируется определенная способность, по мере того как воображение реализуется в какой-либо конкретной творческой деятельности.
Само восприятие действительности во многом преобразуется под влиянием желаний, чувств, стремлений, целей, симпатий и антипатий. При активном участии воображения данные преобразования часто приводят к более глубокому познанию действительности и формированию мировоззрения личности.
....................