Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Особенности знаково-символического опосредствования у детей с ОВЗ
Актуальность темы исследования. Ребёнок в начале жизненного пути совместно со взрослыми учится понимать символы, оперировать знаковыми системами разных видов, что являетсясущественным фактором общеличностного развития. Практически любая современная деятельность связана с необходимостью освоения различных знаково-символических средств: это и общение, и предметная деятельность, и игра, и учение, и разные формы труда и творчества.Проблема генеза знаково-символической деятельности, её природы, функций и форм существования является очень сложной, многосторонней и поэтому исследуется с разных научных позиций: психологических, философских, социологических.
Актуальность познания сущности знаковой деятельности и ее связей с мышлением, творчеством и другими сферами активности человека не подлежит сомнению и с каждым годом становится всё очевиднее. Кроме того, ценность такой темы обусловливается обязательным обращением к первому возрастному этапу, на котором запускается процесс формирования знаково-символического опосредствования при познании мира. Этим этапом является дошкольный возраст с его развитием психических процессов, игровой деятельностью и первыми собственными попытками понимания и осмысления окружающей действительности. Эти попытки и становятся основой знаково-символической деятельности...
В деятельности человека, которая представлена самыми разными направлениями – коммуникация, познание, проведение досуга – особое значение имеет знаково-символическое опосредствование. При этом данный феномен осмысления происходящего в мире делится на знаковую и символическую части, и, по мнению К. Юнга, развитие науки влияет на уменьшение значимости символического опосредствования и на увеличение – знакового. Поэтому есть необходимость говорить о различиях между формами опосредствования, однако символическая форма связана с образностью в процессе познания и часто применяется в разных сферах человеческой деятельности, несмотря на господство научных доводов и аксиом. Иными словами, познание является основой человеческой активности в целом, поэтому феномен опосредствования связан с ним в наибольшей степени.
П. Я. Гальперин подчеркивал, что любые «образы открывают субъекту окружающий мир и возможность ориентироваться в нем» [13,с. 33]. Его позиция помогает понять роль образного отражения в психическом развитии человека, которая заключается в возможности ориентировки субъекта на ее основе. Нужно иметь в виду, что символические образы отличаются от образов восприятия, поскольку отношение символа к ситуации носит условный характер. Однако данное обстоятельство не снижает значения символа как средства ориентировки. Так, А. Ф. Лосев указывает на то, что «... всякое философское понятие является смысловым зародышем символа, поскольку содержит в себе активный принцип ориентации...» [25, с. 189]...
Нами проведено исследование особенностей развития ЗСО у дошкольников с ОВЗ. В ходе работы над теоретической частью мы выяснили, что знаково-символическое опосредствование связано, прежде всего, с образными формами познания, поэтому часто используется в разных видах деятельности человека, однако во многом определяет динамику развития ребенка дошкольного возраста. Сущность этого феномена состоит во взаимосвязи знака и символа: за знаком стоит значение, за символом – смысл, т. е. отношение между значениями. Человек применяет знаково-символическое опосредствование, сталкиваясь с какой-либо проблемой непонимания. Ее решение и состоит в раскрытии значений и смыслов. Под знаково-символической деятельностью понимается отражение и преобразование реальности при помощи специальных средств. Начало формирования данного понятия принято вести от концепции Л.С. Выготского, углубленной А.Н. Леонтьевым и продолженной в исследованиях А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Глотовой Г.А., Салминой Н. Г. Дети дошкольного возраста начинают постепенно овладевать знаково-символическими средствами миропознания, пользуясь прежде всего игровым пространством, которое способствует и процессу познания окружающего мира, и созданию собственных образов. Становление знаково-символической деятельности в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах символической деятельности ребёнка (речи, игре, рисовании) в форме замещения, кодирования, схематизации и моделирования.Дети с ОВЗ сложнее овладевают знаково-символическим опосредствованием – этот вид деятельности формируется с запаздыванием и во многом регулируется помощью взрослых. Между тем, сформировать основу знаково-символической деятельности у детей с ОВЗ вполне реально при помощи наглядного моделирования, творческой театральной деятельности, музицирования, пластического интонирования...