Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Теории мотивации в различных направлениях психологии
Введение
Актуальность исследования. Человеческая сущность всегда характеризуется в соотношении с разными видами деятельности: трудовой и профессиональной, учебной, культурно-досуговой. Именно поэтому человек в процессе своего личностного роста достигает уровня субъекта деятельности, т.к. изначально склонен к саморазвитию и расширению круга своих возможностей. Смена видов деятельности занимает практически все годы становления личности, начиная с детского сада и заканчивая обучением в средней школе. Затем следует этап получения профессионального образования, который является обязательным требованием к любой личности, поэтому здесь возникает проблема мотивации обучения, являющаяся одной из центральных в педагогике и педагогической психологии. Следующим этапом становится профессиональное самоопределение, которое связано с проблемой самоактуализации, профессиональной адаптации и мотивацией достижения успеха. Здесь речь идет о другой возрастной группе – ранней зрелости, для которой формирование мотивации к успеху движется параллельно с процессами изменения или завершения формирования иерархии общежизненных ценностей, адекватного и активного поведения, что означает взаимосвязь осознаваемых и реально действующих мотивов. Важным для данного возрастного этапа также является феномен мотивации к избеганию неудач, который всегда анализируется в совокупности с мотивацией достижения успеха. Поэтому на этапе ранней зрелости ценным становится обретение равновесия между данными мотивационными аспектами, поскольку для лиц 25-35 лет важным становится и нахождение интересной работы, и устройство личной жизни, и дальнейшее саморазвитие.
......................
Глава 1. Понятие мотивации в психологии
1.1. Общая характеристика мотивации в психологии
Мотивация является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии. Западная психология 1920-х гг. и последующих за ними годов XX в. продемонстрировала всему миру теории мотивации человека. К таким теориям относят научные труды К. Левина, Г. Олпорта, Г. Мюррей, А. Маслоу и других ученых. Так, здесь происходит выделение вторичных, т.е. психогенных потребностей человека, которые возникают в результате воспитания и обучения (научные труды Г. Мюррея). Также с появлением учения З. Фрейда о бессознательном и человеческих влечениях начинается новый этап в изучении проблемы мотивации человека. Фрейд заложил новое направление под названием «психоаналитические теории мотивации». По его представлениям, главную роль в поведенческой регуляции играет бессознательное начало, обусловливающее сексуальные или агрессивные влечения. Кроме того, поведение человека связано с подавлением бессознательных влечений, осуществляемым со стороны «Сверх-Я», что может приводить к неврозам, проблемам самооценки и адекватного самовосприятия. При этом Фрейд никак не мог отрицать ценность саморегуляции и самоограничений, что в итоге нередко способствует повышению уровня произвольности, а значит, и устойчивости целеполагания. Выводы Фрейда были продолжены в работах У. Макдауэлла, который указывал на то, что человек имеет восемнадцать инстинктов. На этой основе исследователь вывел концепцию, суть которой заключалась в том, что у поведения человека есть движущая сила, определенная энергия. Она обусловливает эмоциональный подъем и является толчком к достижению цели.
.........