Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Социально-психологическая адаптация ребенка в приемной семье
Введение
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что одной из социальных проблем, решение которой в настоящее время предпринимается на уровне государства – это проблема устройства детей-сирот, а также детей, которые остались без попечения родителей. Согласно данным Государственного статистического комитета РФ, в стране насчитывается около 50 тысяч детей, которые лишены родительского попечения, где основную массу составляют не сироты, а дети, чьи родители отказались от воспитания либо были лишены родительских прав, численность который составляет 37966 детей.
Педагоги, психологи, социальные работники, такие как В.Б. Голофаст, Т.В. Андреева, Р.В. Овчарова, В.М. Целуйко, Н.А. Коваль и другие, в своих трудах указывают на преимущества семейного воспитания ребенка, поэтому передача детей, которые остались без попечения родителей в приемную семью, будет, совместно с усыновлением вариантом организации замещающей семьи.
Процесс усыновления имеет преимущества перед иными формами семейного устройства детей, которое остались без попечения родителей. В отличие от временной формы семейного устройства, усыновление – это постоянная форма, где между усыновителем и ребенком закрепляются родственные связи.
.......................
Глава 1. Теоретико-методологические основы адаптации в приемной семье
1.1. Теоретические аспекты адаптации внутри семьи
В психологии понятие адаптации исследуется в узком и широком смысле, если мы говорим о первом случае, то ее рассматривают как приспособление к среде, то есть как первичную фазу личностного становления индивида, который вступает в социальную общность, с точки зрения И.Г. Колызаева, В.Г. Асеева, А.Н. Жмырикова, а с точки зрения второго подхода, адаптация – это единство взаимообусловленных противоположно направленных процессов ассимиляции и аккомодации, который был предложен Ж.Пиаже, и вслед за ним, стал рассматриваться как процесс уравновешивания субъекта и среды в трудах П.Б. Березина, Г.А. Андреевой, Ю.К. Субботина и других. Адаптация также исследуется как биологический процесс в трудах Ж. Ламарка, Г.Спенсера, психофизиологический процесс Г. Селье, социальный процесс И.А. Милославовой, психологический процесс А.А. Бодалева, и другие, которые мы рассмотрим ниже.
Так, в психологическом словаре, биологическая адаптация, либо адаптация на физиологическом уровне – это процесс приспособления функций и строения организма, которое направлено на сохранение постоянства внутренней среды[2, 67c.].
Социальная адаптация – это вид взаимодействия личности в социальной среде, в процессе которой происходит согласование требований к определенным участникам процесса. То есть адаптация – это процесс приспособления субъекта к требованиям общества, а также установки соответствия социальным требованиям за счет запретов со стороны группы на вид поведения.
.............................