Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Применение альтернативной коммуникации в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы использования методов альтернативной коммуникации у детей с ОВЗ обусловлена тем, что в настоящее время растет число детей, имеющих такие нарушения развития, при которых речь либо отсутствует, либо представлена отдельными вокализациями. Работа с данной категорией детей затруднена, так как возникают сложности взаимопонимания ребенка и взрослого.
Среди лиц с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью есть дети и взрослые, которые в силу различных причин (умственная отсталость, расстройства аутистического спектра, ДЦП, посттравматическое состояние и др.) оказываются неспособными разговаривать и общаться общепринятым способом. Однако это не значит, что они не имеют потребности в общении и коммуникации с окружающими. Для реализации этой потребности используются специальные методики, технологии и современные технические средства, позволяющие осуществлять невербальную коммуникацию.
.....................
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДИК АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ
1.1. Понятие «коммуникация», развитие связной речи в норме и у детей с ограниченными возможностями здоровья
В современном мире понятие «коммуникация» используется в различных областях научного знания и представляет интерес для широкого круга исследователей. К рассмотрению коммуникации в философии и социологии обращались: Г.М. Андреева, М.С. Каган, Т. Парсонс, Ю. Хабермас, К. Черри, Ф.И. Шарков, К. Ясперс и др.; в психологии и педагогике - О.К. Агавелян, А.А. Бодалев, Л. С. Выготский, И.А. Зимняя, И.А. Колесникова, В.А. Лабунская, М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова и др.; в лингвистике и психолингвистике - Н.Д. Арутюнова, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, Н.И. Лепская, О.Н. Морозова, С.Г. Тер-Минасова, Р.М. Фрумкина, С.Н. Цейтлин и др.
В работах отечественных авторов можно встретить различные, а иногда и прямо противоположные мнения, применительно к соотношению понятий «коммуникация» и «общение». Ряд исследователей (Г.М. Андреева, М.С. Каган, В.П. Конецкая, М.И. Лисина и др.) разводят эти понятия, не отождествляя их. Другие авторы (И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, А.В. Соколов, С.Г. Тер-Минасова и др.) полагают, что указанные термины являются синонимичными или могут являться таковыми при соблюдении некоторых условий. Мы считаем, что, хотя «общение» и «коммуникация» - понятия близкие, однако их употребление в качестве синонимов является упрощением. ...................