Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Психотехника волевой регуляции (методы диагностики и формирования волевой регуляции)
Развитие волевой регуляции является ключевой проблемой развития личности, которая описывает самостоятельность и ответственность человека за востребованность в будущем.
В период дошкольного возраста начинают формироваться основные волевые качества личности: упорство и настойчивость, которое понимается в стремлении достичь необходимого, в том числе успеха в деятельности, вопреки имеющимся трудностям и неудачам.
Ребенок учиться самостоятельно, принимать решения, а также формируется выдержка, то есть, отсутствие горячности в поведении при возникновении конфликта, устойчивое проявление способности подавлять импульсивные, малообдуманные эмоциональные реакции.
Волевая регуляция анализируется как сознательное управление человека своим поведением и деятельностью. Она позволяет преодолевать препятствия на пути к достижению цели. У детей дошкольного возраста к проявлению волевой регуляции относятся развитие произвольности действий, степени их осознанности, а также волевых качеств, таких как целеустремлённость, настойчивость, упорство.
В Федеральном государственном образовательном стандарте уделяется большое внимание подготовке детей к обучению в школе. Одним из важнейших компонентов готовности к обучению в школе является волевая регуляция, которая характеризуется таким уровнем сформированности волевых качеств, который позволит ребенку принять новую социальную позицию и успешно адаптироваться к школе.
……………………
Проблемное рассмотрение волевой регуляции поведения и деятельности человека, а также формирование волевых качеств занимает умы педагог и психологов, ученых и вызывает острые споры и дискуссии с давних времен.
Умение владеть своим поведением и психикой позволяет человеку применять психологические средства, формы и методы. «Осознанная функция, - писал Л.С. Выготский, - приобретает и иные возможные действия. Осознать - значит в известной мере овладеть. Вещи не меняются от того, что мы их мыслим, но аффект и связанные с ним функции изменяются в зависимости от того, что они сознаются. Они становятся в другое отношение к сознанию и к другому аффекту, и, следовательно, изменяется их отношение к целому и его единству» [5, 41 с.]
Сложность в изучения проблемы развития волевой регуляции в том, что в научном сознании, так и в обыденном она понимается по-разному, писал в своем исследовании Е.П. Ильин. Он говорит, что «она представляется, то, как выражение, то, как свобода, то, как проявление силы характера в обыденном сознании» [7, 26 с.].
Волевая регуляция это сознательно совершаемое человеком усилие для преодоления препятствий на пути к своей цели, для создания дополнительного мотива деятельности, его усиления и поддержания.
…………………………..