Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Психолого-педагогические особенности адаптации детей младшего возраста к условиям дошкольной образовательной организации
ВВЕДЕНИЕ
Каждый человек – это отдельная личность со своими убеждениями, интересами, ценностями. Но живет он не изолированно, а в социуме – в непосредственных взаимоотношениях с другими людьми, определяющихся, в свою очередь, едиными условиями жизни, морально-нравственными нормами и культурными традициями.
К двум годам в жизни ребенка наступает новый этап, обусловленный важным событием – он начинает ходить в детский сад. Дошкольное общеобразовательное учреждение (ДОО) – один из важнейших институтов социализации. Если до этого процесс социального развития ребенка проходил в большей степени ситуационно и стихийно, то в стенах ДОО он становится целенаправленным и планомерным.
В изучении адаптации в психологии особую роль сыграли труды Белкиной В.Н., Белкиной Л.В., Вавиловой Н.Д., Гурова В.Н., Жердевой Е.В., Заводчиковой О.Г., Кирюхиной Н.В., Костиной В., Печора К.Л., Теплюк С.Н., Тонковой-Ямпольской Р.В. Этими исследователями раскрыты факторы, влияющие на характер и длительность адаптационного периода.
Однако, дезадаптация детей дошкольного возраста, а особенно детей младшего дошкольного возраста, к условиям детского сада, стала устойчивой тенденцией последних лет. Поэтому необходимо более подробно изучить не только факторы возникновения и протекания данной проблемы, но также выявить специфику адаптации к ДОО.
........................
Глава 1. Теоретическое изучение психолого-педагогических особенностей адаптации детей младшего возраста к условиям дошкольной образовательной организации
1.1. Понятие адаптации в психолого- педагогической литературе
В научной литературе на сегодняшний день существует большое количество определений понятия «адаптация» как социального процесса. Но все они трактуются достаточно неоднозначно, и связано это с тем, что данное явление рассматривается с абсолютно разных точек зрения у специалистов таких областей, как психология, педагогика, социология, культурология и философия, а также многих других [15].
Феномен адаптации является объектом междисциплинарного исследования, так как может быть применен к разным аспектам приспособления.
В широком смысле слова адаптация (от латинского adaptare – приспособлять) – это процесс приспособления к активно меняющимся внутренним и внешним условиям окружающей среды (при наличии двух важных аспектов – биологического и социального, которые взаимосвязаны друг с другом).
Обзор многочисленных литературных источников от таких авторов, как А.А. Реан, А.И. Берг, Т.Г.Дичев, В.З. Коган, А.Н. Жмыриков, О.И. Зотова, И.С. Кон и Л.М. Ростова позволяет говорить о том, что сегодня существует большое количество взглядом на этот объект, а также теоретических подходов к проблеме адаптации в разных областях научного знания. Это связано со спецификой задач проводимых исследований, а также с различием в подходах, которые приняты в научных школах разного направления [7].
................