Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Формирование контроля как универсального учебного действия на уроках технологии в начальной школе
Актуальность темы настоящего исследования обусловлена динамическими процессами, происходящими в современном обществе: стремительный технический прогресс, информатизация, демократизация, смена образовательных парадигм, осознание обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, которые, в свою очередь, влекут за собой изменение приоритетов в развитии образования.
На сегодняшний день в обществе стали наиболее востребованными такие качества личности, как самостоятельность, активность, инициативность, ответственность, умения самоконтроля и саморегулции, способность к саморазвитию и самообразованию. Современный школьник должен быть готов к тому, чтобы занять активную жизненную позицию, успешно решать поставленные перед ним учебные или коммуникативные задачи, контролировать процесс и оценивать результат собственной деятельности, уметь сотрудничать и работать в команде.
Достижение данных целей становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия, согласно Федеральному государственному стандарту начального общего образования (далее ФГОС НОО) есть по своей сути «определенная система действий учащихся, которая обеспечивает способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений (включая также организацию учебной деятельности), социальную компетентность, толерантность, культурную идентичность» [37, с. 9].
……………………………………
В узком же смысле О.А. Вандышева определяет универсальные учебные действия как систему взаимосвязанных элементов, включающих в себя способы действия обучающихся, сформированность навыков осуществления самостоятельной учебной деятельности, навыков саморегуляции и самоанализа продуктов собственной творческой и интеллектуальной деятельности, умения планирования и организации процесса получения новых знаний, умений и навыков в ходе образовательного процесса [5].
По мнению А.И. Балашовой, Н.А. Ермоловой, А.Ф. Потылицыной, универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик [4].
………………………