Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Культура подготовки и проведения делового совещания"
Общество во все времена различало понятия добра и зла, т.е. имело определенную мораль. Историей развития разграничения этих понятий занимается этика.
В центре этики стоит мораль, т.е. система нравственных отно¬шений, мотивов действия, чувств и сознания. Эти системы опре¬деляют "рамочные" границы отношений, поступков и взаимодей¬ствий людей в обществе. Конкретное наполнение этих систем зависит от исторического этапа развития общества, т.е. от того, как обществом этого исторического периода понимаются категории доб¬ра и зла, какова трактовка высшего блага.
Сегодня для российского общества характерны новые требо¬вания к личности, к ее морали, к ее поведению и поступкам.
Роль этики как науки в настоящий, переживаемый современ¬ным российским обществом период, велика: она должна проана¬лизировать нравственное состояние общества, указать причины, вызвавшие это состояние, предложить решения, которые помог¬ли бы обновить моральные ориентиры общества.
Различают этику общечеловеческую и профессиональную этику.
Профессиональная этика вырабатывает нормы, стандарты, требования, характерные для определенных видов деятельности. Таким образом, профессиональная этика - это кодекс поведения, предписываемый тип отношений, которые представляются наи¬лучшими с точки зрения выполнения работниками своих служеб¬ных обязанностей в той или иной профессиональной сфере.
Наука доказывает, а жизнь подтверждает, что успех любого дела в условиях рыночной экономики зависит не только от ка¬чества производимого товара или услуги, но в не меньшей сте¬пени и от качества жизни людей, производящих этот товар или услугу.
Именно поэтому, сегодня опытный руководитель тратит большую часть рабочего дня не на решение финансовых, техни¬ческие или организационных проблем, а на решение психологи¬ческие задач, возникающих в процессе общения с подчиненны¬ми, коллегами и начальством.
Этой двуединой задачей современного хозяйственного управления - необходимостью ориентации не только на резуль¬тат, но и на людей, обеспечивающих этот результат, - и обу¬словлено включение в программы профессиональной подготов¬ки современных экономистов, менеджеров наряду с дисципли¬нами „о технике и организации производства также и опреде¬ленное минимума гуманитарных, психологических дисциплин.
Крупный сдвиг в этом направлении произошел только в 30-х гг. XX в., когда американский социолог Элтон Мейо обосновал доктрину "человеческих отношений". Согласно этой теории, именно человеческий, психологический фактор играет решающую роль в производстве. С тех пор в поле зрения эко¬номистов, управленцев попали такие казалось бы эфемерные понятия, как чувства, настроения работников, взаимоотноше¬ния, возникающие в процессе труда.
Роль этих представлявших¬ся ранее несущественными моментов оказалась не столь при¬зрачной. Э. Мейо экспериментально доказал, что господство¬вавшая долгое время в западных странах теория Фредерика Тей¬лора, ориентировавшая бизнесменов на материаль¬ную выгоду как на единственный двигатель производства, заво¬дит в конце концов в тупик. Выяснилось, что на предприятиях, следовавших принципам тейлоризма, стали получать массовое распространение среди высокооплачиваемых работников явле¬ния так называемой "промышленной тоски", апатии, подавлен¬ности, повышенной раздражительности, потери всякого интере¬са к работе, участились конфликты между рабочими и админи¬страцией.
Доктрина "человеческих отношений" быстро получила при¬знание среди предпринимателей и стала широко применяться в практике управления производством.
Разумеется, целенаправленное формирование психологиче¬ской и нравственной культуры делового общения, в том числе путем соответствующего обучения, предполагает опору на науч¬ную теорию как научное обобщение практики, исходя из дости¬жений предшествующей и современной теоретической мысли.