Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме "Символический смысл образов Москвы и С.Петербурга в русской культуре"
Россия и Запад, Россия и Восток – на протяжении многих веков проблематика этих противопоставлений, тяготений и взаимодействий составляет главный нерв всей русской культуры – истории, философии, искусства. Ключевые моменты и этапы осознания русской национальной идеи – представления народа о себе, своей роли и предназначении – формировались в дискуссиях вокруг двухполюсной самоидентификации России. Менялись термины и аргументы – от эпохи Петра I до классического славянофильства и западничества, через почвенничество, панславизм, византизм, все виды народничества, панмонголизм, скифство, евразийство разных направлений – до современных споров о глобализации.
Нет ни одного русского мыслителя или русского писателя, который бы так или иначе не отдал дань этой проблематике. В процессах ее исторического развертывания сами собой, органически возникли обозначающие ее знаки – образы, концентрирующие многостороннее и глубокое содержание, – первичная символика самой жизни. Прежде всего это имена российских столиц, которые были не только географическими названиями, а воспринималисьв антиномичности выражаемых ими западных и восточных начал. Книга А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790), статья А.С. Пушкина «Путешествие из Москвы в Петербург» (1833), очерк В.Г. Белинского «Петербург и Москва» (1844) – эти заглавия предельно точны и одновременно символичны. Такой «непроизвольный символизм» ощущается в сюжетах и системе персонажей многих великих произведений русской литературы – в романах И.А. Гончарова «Обломов» (1859), «Обрыв» (1869), в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина» (1876), где изображение поездок героев из Петербурга в Москву и из Москвы в Петербург, противопоставление петербурско-бюрократической и московско-помещичьей жизни невольно приобретают дополнительный символический оттенок как аргумент в вопросе об основах национальной подлинности.
Целью данной работы является анализ символической образности, созданной Андреем Белым для выражения философем Восток-Запад, Восток-Россия-Запад, изучение видов, структуры и художественных функций символов «Петербурга» и«Москвы».
Задачи исследования:
- охарактеризовать образ города в романах Андрея Белого как образ субъекта истории
- интерпретировать символы пространства и времени: «астральное
пространство» Петербурга, космические образы романа «Москва».
Актуальность данной работы определяется несколькими факторами. Одной из существенных задач, стоящих перед историей русской литературы на современном этапе, является восстановление единого текста русской литературы ХХ века, изучение творчества писателей этого периода в полном объемеАктуальным представляется также обращение к романам «Петербург» и «Москва» в рамках современных дискуссий о глобализации, евразийстве и национальной идее. Роман «Москва» рассматривается в диссертации в контексте замысла трилогии Андрея Белого «Восток или Запад?» как ее своеобразное завершение. Произведения Андрея Белого дают серьезный материал для современных обсуждений и споров о русском пути.
Методологической основой исследования является целостно-системный подход к изучению литературных произведений. Поэтому в работе используется совокупность исследовательских методов структурно-семиотического анализа, элементы имманентного и интертекстуального анализа, мотивный анализ.Используются работы по теоретической поэтике символа Ф. Асмуса, С. Аверинцева,А.Ф. Лосева, Ю.М. Лотмана, МГаспарова, А. Ханзен-Лёве и самого Андрея Белого.
Структура и содержание работы обусловлены целью и задачами исследования. Курсовая состоит из введения, двух глав, заключения и литературы