Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Природа трагического одиночества гениальной личности (по роману Набокова "Защита Лужина")
Роман Владимира Владимировича Набокова «Защита Лужина» написан в 1929 году на русском языке и опубликован в Берлине в 1930 году. В своем предисловии к английскому переводу романа, который был издан спустя 35 лет, автор напишет: «Защита Лужина» промелькнула под моим псевдонимом «В.Сирин» в эмигрантском русском журнале «Современные записки» (Париж) выходившем четыре раза в год, и сразу же после этого была напечатана отдельной книгой в эмигрантском издательстве «Слово» (Берлин, 1930)» . Сразу же после выхода романа в свет произведение было признано критиками как то, в котором Сирин-Набоков по-настоящему нашел себя.
«Защита Лужина» - это рассказ о жизни гениального шахматиста, обреченного судьбой, как и всякое подлинное дарование, служить своему искусству, дару. Н. Андреев так писал о романе: «Уже самая тема «Защиты Лужина» – счастливая находка. Рассказ ведется о жизни гениального шахматиста, обреченного судьбой, как и всякое подлинное дарование, служить своему призрачному, нереальному искусству (недаром несколько раз замечал Лужин «какая великая вещь - шахматы»), о его вдохновенном и безумном мире шахматных сил, пронизывающих всю реальную действительность, о его упорной и трагической защите против всех злых неизвестностей, стремящихся пленить, подвести под последний непоправимый удар его свободную личность, о бреде души необыкновенного человека» .
Гениальность - это наивысшая степень проявления творческих сил человека (Большая советская энциклопедия). Термин "гениальность" употребляется как для обозначения способности человека к творчеству, так и для оценки результатов его деятельности. В психологии творчества гениальность изучается под углом зрения индивидуальных особенностей личности (её психического склада, способностей и т.д.), а также разнообразных факторов, влияющих на творчество.
Но возможно гениальность - это признак, который исключает его обладателя из мира негениев, мира обычных людей? И дар гения может стать его проклятьем? Просто ли быть гением?
В русской литературе авторы неоднократно обращались к проблемам творческой личности. Но шахматы как своего рода творчество встречается на страницах художественных произведений не так часто, как, например, литература, музыка, живопись… Изучение проблемы одиночества творческого человека – шахматного гения, предпосылок этого одиночества, описанных В. Набоковым в романе «Защита Лужина» - видится нам весьма актуальным.
Цель нашей работы – проследить истоки трагического одиночества гениальной личности на примере романа В.Набокова «Защита Лужина».
Предметом нашего исследования являются причины трагического одиночества шахматного гения в романе В.Набокова «Защита Лужина».
Объект исследования – художественный мир романа В.Набокова «Защита Лужина».
Цель исследования предполагала решение следующих задач:
- определить сюжетное и тематическое своеобразие романа Набокова «Защита Лужина»,
- рассмотреть мотив обращения Набокова к теме шахматной игры как символу одиночества творческого гения в произведении «Защита Лужина»,
- остановить отдельное внимание на понимании символизма шахматной игры как игры с судьбой в романе,
- проследить психологические и философские аспекты творчества Набокова и их отражение в произведении «Защита Лужина»,
- исследовать образы главных действующих лиц в романе.
В данной работе мы прибегали к следующим методам:
1.Интерпритация индивидуально-авторской концепции мира и человека.
2. Анализ художественного текста в единстве содержания и формы.
3.Литературоведческий анализ семантических и поэтических особенностей художественных образов.
В структуре исследования можно выделить введение, основную часть (состоящую из двух глав), заключение.