Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Подвижная игра как средство и метод физического воспитания детей дошкольного возраста.
Трудно переоценить роль движений, которую они играют в повседневной жизни человека и, особенно, в развитии детей. Как раз посредством движений ребенок уже с самого раннего возраста начинает познавать окружающий его мир, взаимодействует с ним, выражает свое отношение к нему. Движения входят составным компонентом в различные виды человеческой деятельности, являются внешним выразителем и характеристикой поведения человека. Двигательные возможности могут достигать высокого уровня совершенства: человеку доступны такие тонкие и точные движения (двигательные действия), как письмо, рисование, игра на музыкальных инструментах и многое другое.
От состояния двигательной сферы и соответственно возможностей в овладении теми или иными движениями, моторными актами, двигательной деятельностью в целом очень многое зависит в жизни человека: от развития жизненно необходимых способов передвижения (лазанье, ходьба, бег и др.) и формирования элементарных навыков самообслуживания в раннем и дошкольном детстве до овладения учебно-трудовой деятельностью в школьном возрасте и, наконец, выбора в будущем желаемой профессии, требующей высокого уровня координации движений.
Многие известные педагоги отмечают, что движения являются важным средством не только развития, но и воспитания ребенка, способствуя формированию его как личности. С помощью собственных движений, сопровождаемых соответствующими словами взрослых, ребенок познает окружающий его предметный мир, выражает свое отношение к нему, учится целенаправленно действовать в нем. Именно в движениях начинают просматриваться первые ростки смелости, решительности, выносливости, настойчивости маленького ребенка, которые в будущем станут формой проявления этих и других важных качеств личности. В играх с движениями и правилами ребенок приобретает навыки человеческого общения, осваивает опыт социального поведения
В настоящее время мы можем констатировать тот факт, что в дошкольных и школьных учреждениях недостаточно уделяется внимание развитию физических качеств детей, что приводит к повышенной заболеваемости и слабому физическому развитию детей.
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Именно в игре ребенок познает окружающий мир и общается со сверстниками. Подвижные игры являются одним из средств полноценного развития ребенка, формирования позитивных отношений дошкольника со сверстниками. Подвижным играм с элементами спорта как виду деятельности присущи изменяющиеся условия тех или иных действий, поэтому большинство этих игр связано с проявлением двигательных способностей: скоростно-силовых, координационных, на выносливость, силу, гибкость. В играх с элементами спорта совершенствуются чувства мышечных усилий, пространства, времени, совершенствуются функции различных анализаторов.
В литературе по теории и методике физического воспитания и развития ребенка (Э.Й. Адашкявичене, 1992; Е.Н. Вавилова, 1981; В.Г. Гришин, 1982; Т.И. Дмитренко,1973; Л.В. Карманова,1980; Т.И. Осокина, 1986) подчеркивается, что подвижные игры с элементами спорта позволяют ему овладевать разнообразными, достаточно сложными видами действий, проявлять самостоятельность, активность, творчество. В методических пособиях названных авторов достаточно глубоко раскрыты содержание, педагогические условия обучения дошкольников элементам спортивных игр и упражнений.
Целью нашего исследования стало выявление роли подвижных игр как средства и метода физического воспитания детей дошкольного возраста.
Объект исследования – подвижные игры как средство и метод физического воспитания дошкольника.
Предмет исследования – подвижные игры в дошкольном возрасте.
В соответствии с темой и целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. На основании проведенного анализа научной литературы по проблеме исследования определить значение подвижных игр в развитии ребенка, выяснить воспитательные и образовательные задачи подвижных игр;
2.выявить значение подвижных игр как средства и метода общего физического воспитания детей;
3.подобрать методику физического воспитания детей дошкольного возраста с использованием подвижных игр и привести примеры подвижных игр, направленных на физическое воспитание дошкольников.
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор системы методов - теоретические: анализ литературы, моделирование общих и частных гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы.
В написании исследования мы опирались на научные труды таких исследователей, как Геллер Е. М., Жуков М.Н., Миронова Р.М., Хухлаева Д.В., Эльконин Д. Б. и др.