Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Методы самореализации школьника
Творчество личности - это реализация возможностей и способностей человека в оптимальных формах и с максимальной эффективностью на основе создания нового в себе и деятельности.
Актуальность исследования. Усиление внимания к проблеме самореализации сопряжено с пониманием её определяющей роли в развитии личности, предъявлением более высоких требований к таким качествам человека, как самостоятельность, инициативность, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Стремительное развитие общества, совершенствование технологий, информационная перегруженность вызывают необходимость адекватного увеличения интеллектуальных усилий, что нередко приводит к нарушению нормального развития, эмоционального и физического здоровья человека. Поэтому проблема развития и использования личностного потенциала приобретает в современных условиях качественно новый уровень.
Ориентация современной школы на дифференцированное, профильное обучение также требует создания условий, позволяющих ученику раскрыть и реализовать внутренний потенциал.
Развитие современного общества не могло не отразиться на изменении, требований к образовательному процессу, в основу которого положены идеи; гуманизации требующие создания педагогических условий способствующих формированию активной, самостоятельной, творческой личности. Личности, способной не только адаптироваться, но и перестраивать жизненные условия, управлять собственной жизнью, сохраняя при этом физическое и психическое здоровье, нацеленной на саморазвитие и самореализацию.
Учебная деятельность играет значительную роль в жизни школьника и служит важной сферой его самовыражения.
Школа является местом, где ребёнок проводит большую часть времени. По мнению психологов и учителей; внутренней причиной разочарований, неудач в учёбе зачастую служит отсутствие возможности для самореализации школьников, что приводит к формированию комплекса неудачника, замедляет дальнейшее развитие личности. Особенно остро перед современной школой встаёт проблема отсутствия у многих учащихся внутренней мотивации к учению.
Регламентация учебного времени и жёсткие требования учебных программ ведут к снижению активности, самостоятельности и творчества учащихся, следовательно, и возможности самореализации. Основной целью образовательного процесса становится усвоение и воспроизведение знаний.
Изучение современной практики обучения позволило выявить ряд противоречий между:
- требованиями к современному образованию, где в центре внимания находится личность ребёнка, и направленностью процесса обучения на освоение школьниками определённой суммы знаний;
- потребностью школьников в самостоятельной творческой деятельности и преобладанием репродуктивных методов обучения;
- осознанием важности и необходимости процессов саморазвития и; самореализации со стороны школьников и учителей и отсутствием в практике необходимых для них педагогических условий;
- необходимостью использования активных форм работы, способствующих развитию творчества и самореализации школьников и стереотипами профессионального поведения учителей.
Разрешение данных противоречий мы связываем с организацией творческих самостоятельных работ в системе развивающего обучения, которая опирается на внутренние условия развития ребёнка и активную самостоятельную деятельность учащихся на всех этапах процесса обучения.
Развитие ребёнка определяется его включением в определённый вид деятельности и систему межличностных отношений. Поэтому сегодня необходимо выявить и активно использовать те виды учебной деятельности, которые способствуют процессу самореализации. Актуальным и практически значимым является не только реализация школьником своего интеллектуального начала, потребности в знании, но и ценностно-мотивационное и действенно-практическое выражение себя.
Оригинальность мышления, творчество и одаренность школьников наиболее ярко проявляются в разнообразной учебно-исследовательской деятельности. Среди направлений ее развития следует назвать такую форму организации работы с учащимися как исследовательские самостоятельные работы, исследовательские проекты. Основные требования, которые к ним предъявляются, следующие:
• Наличие значимой (социальной или личностной) проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска решений;
• Теоретическая или практическая значимость предполагаемых результатов
• Организация самостоятельной (индивидуальной, парной, групповой) деятельности учащихся
• Структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов
• Использование исследовательских методов: определение проблемы и вытекающих из нее задач
Именно в творчестве находится источник самореализации и саморазвития личности, умеющей анализировать возникающие проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить их оптимальное решение, прогнозировать возможные последствия; реализации; таких решений и т. д. - писал С. Л. Рубинштейн.
Один из возможных путей обеспечения процесса самореализации; связывается с организацией творческих самостоятельных работ. В системе развивающего обучения творческая самостоятельная работа, позволяющая учащимся использовать, проявлять и развивать свои индивидуальные способности; и таланты, обеспечивает возможность, самореализации личности в учебном процессе. Кроме того, организация творческой работы способствует разрешению противоречий между потребностью учащихся в самореализации и педагогическим воздействием со стороны учителя. Учитель не передает некоторую сумму знаний, не натаскивает, а создаёт благоприятные условия процессе обучения, нацеливает на активное познание окружающего мира, позволяет самостоятельно осваивать новые знания.
Выполнение творческих самостоятельных работ и процесс самореализации взаимосвязаны. Творческие самостоятельные работы являются условием и результатом самореализации учащихся, в свою очередь, самореализация, как процесс, обеспечивается выполнением творческих самостоятельных работ [2, 44-60].
Творческие самостоятельные работы способствуют самореализации личности учащегося при условии их выполнения в системе развивающего обучения, основой которого является процесс формирования системных обобщённых знаний - и способов деятельности.
Организация творческих самостоятельных работ как условия самореализации учащегося осуществляется в логике изложения узловых проблем содержания учебного предмета.
Самореализация как процесс сопряжена с усложнением содержательной и процессуальной сторон творческой деятельности школьника.
Таким образом, мы отмечаем противоречие между реально осуществляющейся самореализацией индивида в процессе ее личностного становления и игнорированием этой реальности в практике организованного воспитания младших школьников. Названное противоречие определило проблему исследования: какие педагогические условия необходимы, чтобы самореализация личности органично включалась в воспитательный процесс, организуемый в младшем школьном возрасте.
Цель исследования – изучить методы и способы саморазвития школьника
Объект исследования - саморазвития школьника
Предмет исследования – способы саморазвития школьника
Задачи исследования:
1. Изучить воспитание личности младшего школьника как создание условий для ее самореализации
2. Рассмотреть самореализацию младшего школьника как психолого-педагогическую проблему
3. Описать самореализацию младших школьников в проектной деятельности
4. Дать характеристику барьеров самореализации школьников в учебной деятельности и поиск путей их преодоления
5. Методы самореализации личностного развития школьников
6. Исследование феноменологии «человека культуры» как закономерного этапа развития человечества и личности
Приёмы и методы исследования. Анализ научной литературы по изучаемой проблеме с целью выяснения ее разработанности и определения дальнейших путей исследования.