Выдержка из работы:
Введение
Актуальность исследования. Развитие композиционного мышления в творческом потенциале школьника заключается в том, чтобы преодолеть пас-сивные формы сознания и перевести их в активную, преобразующую, сози-дательную форму. Творческий потенциал – совокупность возможностей, способностей и потребностей к творчеству.
Система образования в России сейчас вступила на путь перехода к раз-вивающемуся вариативному образованию. Человек живет в многомерном пространстве культуры, и его бытие определяется тем, какими языками куль-туры он владеет и какой путь выбирает. Творческая деятельность человека в любой области его профессионального труда и социальной жизни находится в полной зависимости от сформированности и развития художественно-творческого и духовно-нравственного потенциала личности.
Особой востребованностью на сегодняшний день у абитуриентов поль-зуются средние и высшие учебные заведения со специализацией архитектура, дизайна и декоративно-прикладного искусства. Одним из испытательных эк-заменов в эти учебные заведения является экзамен по композиции, в области которой выпускники школ имеют не достаточно знаний. Поэтому существует острая необходимость в разработке методов обучения основам композиции, направленных на дальнейшую самореализацию школьников в жизни.
Глава I. Обучения учащихся седьмых классов СОШ ком-позиционным навыкам в пейзажной живописи
1. 1. Преподавание живописи в старших классах СОШ
При обучении рисунку необходимо учитывать возрастные психологи-ческие и физиологические особенности ребенка.
В процессе освоение живописи как учебного предмета в СОШ в седь-мых классах необходимо учитывать методологические основы: концепции воспитания искусством А.В. Бакушинского, Г.Н. Волкова, Б.Т. Лихачева, Ю.М. Лотмана, Б.М. Неменского . Важнейшей составляющей методологиче-ского обеспечения являются прогрессивные концепции образования, утвер-ждающие приоритет духовного совершенствования личности в процессе за-нятий искусством. Необходимо учитывать опыт, изложенный в исследовани-ях по истории традиционного прикладного искусства в целом и обучению живописи в частности: публикации о роли традиционного прикладного ис-кусства в воспитании старшеклассников А.В. Бакушинского, И.Я. Богуслав-ской, В.М. Василенко, А.С. Данченко, Ю.Ф. Лащук, В.Ф. Максимович, С.И. Масленицына, Л.А. Рапацкой. Необходимо проводить теоретический анализ философской, психолого – педагогической, научно–методической литерату-ры, системный анализ проблемы художественного образования, историче-ский анализ отечественных и зарубежных образовательных концепций в об-ласти традиционного прикладного искусства, организации и проведения пе-дагогического эксперимента, статистической обработки его результатов.
Практические знания по живописи – один из возможных путей приоб-щения школьников к творческому поиску.
Глава II. Процесс обучения учащихся седьмых классов средней общеобразовательной школы композиционным навы-кам в пейзажной живописи
2. 1. Содержание и методика проведения эксперимента по обуче-нию семиклассников СОШ композиционным навыкам в пейзажной жи-вописи
Этапы и процедура исследования.
Эксперимент проходил на базе СОШ.
На первом этапе проведен анализ состояния проблемы, изучены тео-ретические источники по психолого-педагогической, искусствоведческой ли-тературе по проблеме исследования, проведен констатирующий эксперимент по выявлению уровня живописных работ семиклассников СОШ.
На втором этапе проведен формирующий эксперимент, формули-ровались теоретические и практические выводы.
На третьем этапе систематизирован теоретический и эксперимен-тальный материал исследования.
В задачи констатирующего эксперимента входило: выявление исходно-го уровня качества работ семиклассников по пейзажной живописи, определе-ние типичных недостатков, проведение беседы по вопросам искусства, раз-работка системы оценки работ.
Для динамики и диагностики результатов эксперимента была опре-делена система показателей, критериев оценки работшкльников.
Заключение
Выводы
1. Основными задачами изучения построения композиции в пейзаж-ной живописи в седьмых классах СОШ являются:
- формирование мировоззрения учеников; развитие творческого во-ображения и образного мышления, художественной наблюдательности, зри-тельной памяти, умения видеть в окружающей действительности характерное и типическое и отражать их в правдивой образной форме;
- овладение профессиональным мастерством и умением применять его в художественно-педагогической деятельности;
- воспитание широкой художественно-эстетической культуры и ху-дожественного вкуса;
- формирование умений анализировать произведения искусства.
2. Знание средств композиции - эта та часть теории, которая помога-ет творчески мыслить, самостоятельно выполнить работу, оценить художест-венное произведение, формировать надпредметные умения и навыки.
3. Благодаря использованию наглядного материала и средствам ани-мации, учащиеся имеют возможность:
- повторить основные понятия и средства композиции;
- понять зависимость между временем года, суток, условий погоды и изображением композиции на бумаге;
- увидеть репродукции пейзажей известных художников;
- наглядно рассмотреть каждый этап выполнения работы;
- закрепить свои знания по цветоведению;
- увидеть и понять взаимосвязь между теоретическими знаниями и выполнением самостоятельной практической части работы.