Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Коррекция эмоциональных комплексов через рисование у детей дошкольного и младшего школьного возраста
Человек, живущий в мире, познающий его – не бесстрастный созерцатель того, что происходит вокруг. Он действует в предметном мире, так или иначе изменяет его, воздействует на него и сам подвергается воздействиям, идущим от окружающих и своих собственных действий и поступков. Человек переживает то, что с ним происходит и им совершается. Характер и сила этого переживания и составляет эмоционально-волевую сферу человека. Проблема эмоций в современной общей психологии разработана существенно меньше, чем другие области психологического знания. Более того, можно считать, что в настоящее время наблюдается кризис психологии эмоций. Нерешенных вопросов психологии эмоций значительно больше, чем разработанных, решенных.
Эмоции - "внутренний регулятор" деятельности (А.Н. Леонтьев, 1975). Однако функцию регуляции поведения эмоции выполняют не прямо, а через мотивы, причем нередко мотивы собственного поведения остаются для человека неосознанными. Эта особенность эмоциональных явлений - их тесная связь со сферой бессознательного - также составляет важнейшую специфику эмоций, существенно отличающую ее от познавательных процессов, которые в большей степени осуществляются под контролем сознания. Эмоция не только побуждает и направляет, регулирует деятельность, но и обеспечивает ее энергетически, определяя мобилизацию всего организма. Это проявляется в повышении уровня бодрствования, росте чувствительности анализаторов, активации вегетативной нервной системы и контролируемых ею функций организма: дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, секреторной, скелетной, гладкой мускулатуры и др. Способность тотальной функциональной интеграции психической и соматической сферы человека — одно из существенных качеств эмоций.
Современные специальная психология и педагогика в поиске эф¬фективных средств коррекции все больше ориентируются на ис¬пользование искусства в процессе обучения и воспитания детей. На важную роль искусства в воспитании и обучении детей указывали представители зарубежной спе¬циальной педагогики прошлого Э. Сеген, Ж. Демор, О. Декроли, а также отечественные психологи и врачи Л. С. Выготский, А. И. Граборов, В. П. Кащенко и др.
Ученые все больше указывают на возможности искусства в кор¬рекции психических процессов у детей, тем самым подтверждая идею «воспитание посредством искусства», получившую распро¬странение в начале XX в. Э.Сурно, известный работами в облас¬ти эстетического воспитания, отмечает, что искусство является важным средством воспитания, влияет на нравственность ребен¬ка, а также формирует его мышление, воображение, эмоции и чув¬ства.