Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Особенности временной перспективы в младшем подростковом возрасте
предмет: социальная психология
ВВЕДЕНИЕ
Тема «Особенности временной перспективы в младшем подростковом возрасте» является достаточно актуальной, поскольку подростки испытывают огромные субъективные трудности при определении своих жизненных целей и перспектив.
Общее восприятие отношений прошлого, настоящего и будущего носит название "временной перспективы".
Отношение к будущему, изучение восприятия временной перспективы личности является одной из важнейших тем исследования в психологии.
Исследования проблемы времени в психологии осуществлялись в целом ряде направлений, которые фактически мало связаны друг с другом. Это классические исследования восприятия времени (Ю. М. Забродин, Ф. Е. Иванов, Е. Н. Соколов, П. Фресс и др.), переживания времени (Д. Гарбетте, Р. Кнапп и др.), временной перспективы (Р. Кастенбаум, Дж. Нюттен и др.) Однако они оказались оторванными от целого исследовательского направления, в котором изучались нейрофизиологические, психофизиологические особенности временной организации человека (Н. Н. Брагина, Т. А. Доброхотова, 1981; Ю. М. Забродин, А. В. Бороздина, Н. А. Мусина, 1987; Я. Освальд, 1975; С. Шервуд, 1975 и др.), а также процессуально-динамические и в этом смысле объективные временные характеристики самой психики, такие, как скорость запоминания, скорость реакций, темпы, ритмы нейрофизиологических, психофизиологических процессов (П. Фресс, Л. П. Гримак, 1978; Д. Т. Элькин, 1959, 1962; Д. Т. Элькин, Т. М. Козина, 1978, Д. Н. Узнадзе, 1966).
Кроме того, эти исследования были обособлены от исследований проблем личностного времени - времени развития личности, мотивации, динамики осознаваемого и бессознательного (П. Жане, Ж. Пиаже, К. Левин, X. Томе и др.). А исследования, касающиеся проблемы личностного времени (в том числе и в первую очередь динамическая концепция личности З. Фрейда), оказались в стороне от изучения конкретного жизненного пути, его специфических временных, биографических, событийных характеристик (Б. Г. Ананьев, П. Б. Балтес, Ш. Бюлер и др.) В свою очередь, недостаточно связанной с особенностями жизненного пути оказалась возрастная периодизация Л. И. Божович, Д. Б. Эльконина и др.
Активность личности невозможна без осознания себя во времени, без развитой способности планировать свою жизнь, определять цели и задачи, пути их реализации. В каждый конкретный период времени под влиянием различных социальных и экономических ситуаций человек по-разному определяет себя и относит к различным социальным общностям, по – разному планирует свою жизнь. Актуальным в связи с этим является исследование временной перспективы в младшем подростковом возрасте.
Подростковый возраст - один из самых сложных периодов в онтогенезе человека. В этот период происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, возникают новые образования, но и закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.
Подростковый период в онтогенезе человека выделился в самостоятельный этап несколько столетий назад, мир кардинальным образом изменился и продолжает меняться. Подростковый возраст - это период активного поиска себя и экспериментирования в разных ролях, развития временной перспективы и построения планов на будущее.
Временная перспектива относительно мало изучена. Но некоторые факты заставляют с уверенностью сказать, что она чрезвычайно варьирует у разных испытуемых разных возрастов в разных ситуациях. Временная перспектива разнообразными способами вплетается в наше поведение и определяет некоторые его аспекты.
Целью данного исследования является изучение особенностей временной перспективы в младшем подростковом возрасте.
Для достижения поставленной цели необходимо:
1. Изучить теоретические подходы к понятию временной перспективы
2. Изучить специфику подросткового возраста
3. Провести практическое исследование временной перспективы детей младшего подросткового возраста
Предмет исследования - динамика жизненных планов и временной перспективы.
Объект исследования: школьники школы № 35
Гипотеза: содержание жизненных планов и перспектив меняется на различных возрастных этапах. Поэтому для исследования были выбраны 2 возрастные группы: 11-12 лет (20 чел.); 15 – 16 лет (28 чел.)
Мы исходили из понимания временной перспективы, определенной Ж.Нюттеном как функция составляющих ее мотивационных объектов, которые определяют ее структуру, степень реальности и содержание . Для решения поставленной проблемы был выбран диагностико-исследовательский комплекс, включающий в себя различные методики, описанные в главе 2.