Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Психо-эмоциональное развитие дошкольников(влияние общения со взрослыми)
Введение
В последнее время проблема эмоционального развития детей дошкольного возраста всё чаще привлекает внимание педагогов и психологов.
«Психо-эмоциональное развитие дошкольников (влияние общения со взрослыми)» является достаточно актуальной темой, поскольку появление эмоциональных реакций связано с рядом неблагоприятных событий в детстве. Семейные конфликты, недостаток любви, смерть одного из родителей или развод могут стать сильными психотравмирующими факторами. Дошкольник не умеет самостоятельно выражать свои чувства, эмоциональные переживания без специального образования, так как способность произвольно управлять своими действиями и эмоциями складывается на протяжении всего дошкольного детства. Эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая всё более богатое содержание и всё более сложные формы проявления под влиянием социальных условий жизни и воспитания.
Проблема эмоционального развития исследовалась многими психологами и педагогами (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Я.З. Неверович, А.П. Усова, Е.А. Флёрина, Т.А. Маркова и др.)
Определенный круг работ посвящен изучению стилей отношения родителей к детям (А.Я. Варга, А.В. Петровский, В.В. Столин и др.), тактик семейного воспитания (В.И. Гаригузов, С.Г. Эйдемиллер).
При изучении влияния семьи на эмоциональное благополучие ребенка внимание психологов и педагогов концентрируется на поисках связей между родителями и детьми. Но, вместе с тем, до сих пор не представлены экспериментальные данные, свидетельствующие о зависимости благополучия эмоциональной сферы ребенка от характера взаимодействия с родителями.
Анализ научной и методической литературы позволил выделить общие особенности дошкольников: эмоциональность и эмоциональную открытость, высокую степень психического заражения, запечатление "картинок" различных сцен с выраженным эмоциональным фоном, "накапливание эмоционального опыта", оказывающего огромное влияние на формирование поведения, установок, стиля жизни.
Эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства. Изменения в эмоциональной сфере связаны с развитием не только мотивационной, но и познавательной сферы личности, самосознания.
Нарушение эмоциональных отношений в семье и в детском коллективе оказывает негативное влияние на формирование личности ребенка.
Гипотеза: на психо-эмоциональное развитие дошкольника значительное влияние оказывает уровень родительско-детских отношений.
Цель нашего эмпирического исследования – выявить формы и методы коррекционной работы, стимулирующие эмоциональное развитие дошкольника.
Задачи исследования:
1. Анализ литературы по теме курсовой работы. Теоретическое изучение проблемы психо-эмоционального развития дошкольников по материалам научной литературы.
2. Подборка эмпирических методик для диагностики эмоционального развития и особенностей взаимоотношений дошкольников со взрослыми.
3. Проведение эмпирического исследования эмоционального развития и особенностей взаимоотношений дошкольников со взрослыми.
4. Качественный и количественный анализ полученных результатов.
5. Разработка и внедрение коррекционных мероприятий по развитию эмоциональной сферы дошкольников за счет совершенствования детско-родительских отношений.
6. Анализ эффективности коррекционных мероприятий.
Объект исследования – психо-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – педагогические средства, обеспечивающие эмоциональное развитие дошкольника.
База исследования
В исследовании приняли участие 10 испытуемых в возрасте от 6 до 7 лет. Испытуемые являются воспитанниками старшей подготовительной группы г. Волгоград, ДОУ № 134
Методики исследования.
I. Теоретические. Анализ психолого-педагогической литературы по проблемам:
а) понятие эмоций и чувств, теории эмоций;
б) эмоциональное развитие дошкольника.
II. Экспериментальные
Этапы исследования:
1. Поисковый.
2. Экспериментальный.
3. Итоговый.
Для изучения эмоционального состояния детей были выбраны следующие методики:
1. методика «Рисунок семьи»;
2. методика «Дом, дерево, человек
3. методики диагностики родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин);
Работа состоит из 2 глав, введения, заключения, выводов, списка использованной литературы и приложения.
Работа выполнена на 52 листах.