Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме История психодиагностики на западе и в России
Введение
Психология обладает особыми качествами по сравнению с другими науками. Как системой знаний ею владеют немногие. Однако, с областью явлений, изучаемых психологией, сталкиваются все: она представлена в виде наших собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, потребностей, эмоции, сновидений и т.п. Психология как раз и изучает этот мир субъективных явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком.
Предмет и задачи психологии в разные времена и разными учеными мыслились по-разному, о чем речь также пойдет чуть позже. Кроме того, названные выше субъективные явления (явления человеческой души, «внутреннего мира) становятся предметом рассмотрения не только психологии, но и логики, физиологии и др. наук.
Современная психология представляет собой ряд научных дисциплин, находящихся на разных степенях формирования, связанных с различными областями практики. Одна из возможностей классификации содержится в сформулированном выше принципе развития психики в деятельности. Исходя, из этого в качестве основания классификации отраслей психологии может быть избрана психологическая сторона: конкретной деятельности; развития; отношения человека (как субъекта развития и деятельности) к обществу (в котором осуществляется его деятельность и развитие).
Разговоры о том, нужна ли практическому психологу психодиагностика, возникают все чаще, и хорошо еще, если соответствующие высказывания формулируются как вопросы, а не как категорическое отрицание. Подобные сомнения - не новость для психологов-консультантов, а в последнее время они возникают и среди самих специалистов по психодиагностике. Предлагаемая работа - попытка осмыслить причины трудностей, которые возникают при использовании психодиагностики практическими психологами (прежде всего, работающими в области психологического консультирования и психотерапии) и наметить хотя бы некоторые пути для их преодоления. Эти трудности можно условно разделить на две группы. Первая - проблемы, связанные с положением психодиагностики в нашей стране и в настоящее время; вторая - более общие проблемы применения психодиагностической информации в практической психологии.
По этому в своей работе мы рассмотрим психодиагностическую ситуацию, сложившуюся в нашей стране и на западе, и существующие виды научного исследования, как категорию психодиагностической информации в практической психологии.