Помощь в написании студенческих учебных работ

Своеобразие развития фонематического строя речи у детей с умственной отсталостью

  • Номер работы:
    20572
  • Раздел:
  • Год сдачи:
    29.08.2005 г.
  • Количество страниц:
    30 стр.
  • Содержание:
    Содержание:


    Введение 3
    Глава 1. Теоретическое обоснование вопроса о своеобразии развития фонематического строя речи у детей с умственной отсталостью 7
    1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью 7
    1.2 Особенности развития речи и фонематического строя речи у детей с умственной отсталостью 10
    Выводы по главе 1 15
    Глава 2. Экспериментальное исследование вопроса о своеобразии развития фонематического строя речи у детей с умственной отсталостью 16
    2.1 Организация и содержание методики эксперимента 16
    2.2 Анализ результатов и выводы 19
    2.3Система коррекционно-логопедического воздействия по устранению нарушений фонематического строя речи у детей с умственной
    отсталостью 23
    Выводы по главе 2 27
    Заключение 28
    Список литературы 30
    Приложение
  • Выдержка из работы:
    Некоторые тезисы из работы по теме Своеобразие развития фонематического строя речи у детей с умственной отсталостью
    Введение


    Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Значение слова само по себе является обобщением и в связи с этим представляет собой не только единицу речи, но и единицу мышления. Мышление и речь не тождественны, возникают в какой-то степени независимо друг от друга. Но в процессе психического развития ребенка возникает сложное, качественно новое единство – речевое мышление, речемыслительная деятельность.
    Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения.
    Нарушения речи в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности). Все это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом, на овладении профессией.
    У умственно отсталых детей отмечается нарушение не только интеллекта, но и других психических функций: восприятия, внимания, памяти, речи, мышления, эмоциональной и волевой сферы. С нарушениями интеллекта тесно связано глубокое недоразвитие речи. Прежде всего, появление речи, как правило, значительно запаздывает. У многих детей речь появляется к 6-7-летнему возрасту. Степень поражения речи чаще всего соответствует уровню общего психического недоразвития. Однако встречаются случаи их расхождения в ту или другую сторону. У некоторых детей с кажущейся богатой речью модно наблюдать поток бессмысленных штампованных фраз с сохранением услышанных ранее интонаций. В таких случаях говорят о пустой, эхолаличной речи. У других детей речь не возникает и почти не развивается. Это так называемые «безречевые» дети. Ярко выраженный речевой дефект оказывает негативное влияние на умственную деятельность детей и резко снижает их познавательные возможности.
    В младшем школьном возрасте дети плохо понимают чужую речь, улавливая только тон, интонацию и отдельные опорные слова, связанные большей частью с их непосредственными потребностями. В дальнейшем понимание обращенной речи, их пассивный словарь расширяются и обогащаются, однако понимание остается ограниченным и связанным только с личным опытом детей.
    Самостоятельная речь детей младшего школьного возраста проявляется преимущественно в виде отдельных слов, коротких фраз. Она характеризуется недостаточной модуляцией, грубым косноязычием, нарушением структуры слов, аграмматизмами. Отсутствие речи компенсируется жестами, нечленораздельными звуками, своеобразными словами, в которые они вкладывают обычно вполне определенный смысл. В ходе обучения словарь детей обогащается: они знают названия различных предметов обихода, животных, овощей, владеют названиями действий, относящихся к учебной или бытовой ситуации. Однако, как правило. они связывают слово только с определенным предметом или с группой предметов, отражающих ситуационные отношения. Без специального обучения слово не служит им для более сложного обобщения.
    Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.
    Имеется большое количество разработок по развитию фонематических процессов у детей дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи, но до настоящего времени недостаточно изучены, на наш взгляд, возможности развития фонематических процессов учащихся младшей школы общеобразовательных классов, имеющих нерезко выраженное общее недоразвитие речи через систему фронтальных занятий по дифференциации пар согласных звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство при составлении рассказов. Уровень фонематического восприятия детей находится в определенной зависимости от выраженности лексико-грамматического недоразвития речи.
    В настоящее время науки психология и логопедия уже дают ряд ответов на вопросы, касающиеся особенностей развития фонематического восприятия у детей с умственной отсталостью, но и в настоящий момент данная тема не до конца изучена, что и обуславливает выбор темы нашего исследования.
    В настоящее время работа педагога с умственно отсталыми детьми становится все более актуальной по причине увеличения числа детей с задержкой психического развития, со слабоумием.
    Целью нашего исследования является оценка особенностей фонематического восприятия у детей с умственной отсталостью младшего школьного возраста с дальнейшим подбором и апробированием методик по коррекции выявленных отклонений.
    Объектом изучения: фонематическое восприятие у детей с нарушениями интеллекта.
    Предмет исследования: особенности и своеобразие развития фонематического строя речи у детей с умственной отсталостью.
    Анализ логопедической и психолого-педагогической литературы, определение цели, объекта и предмета исследования позволили сформулировать следующую гипотезу: у детей с умственной отсталостью отмечаются нарушения в речевом развитии, в том числе и в фонематической структуре, которые при верном подборе коррекционных методик и разработке логопедических занятий будут нивелироваться.
    В соответствии с целью и гипотезой в исследовании были поставлены следующие задачи:
    1. провести анализ научной психолого-педагогической литературы, посвященной состоянию фонетического восприятия у детей с умственной отсталостью;
    2.рассмотреть различные точки зрения на изучаемый нами вопрос, определить психолого-педагогические особенности умственно отсталых детей и выявить особенности развития речи у младших школьников;
    3.изучить особенности фонематического восприятия у детей с умственной отсталостью;
    4.провести диагностическое исследование фонематического восприятия у детей с нарушением интеллекта;
    5. подобрать методы, занятия по коррекции и дальнейшему развитию фонематического восприятия у детей с умственной отсталостью.
    В исследовании применялись следующие группы методов:
    1)теоретические: анализ литературы, моделирование общих и частных гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы;
    2)эмпирические: диагностические методы (беседы, экспертная оценка, анализ работ детей, наблюдение, обобщение педагогического опыта);
    3)статистические: ранжирование, рейтинговая оценка, математическая обработка полученных в ходе исследования данных.
    База исследования: одна из логопедических школ города для детей с умственной отсталостью.
    Были исследованы 15 детей младшего школьного. Исследование проводилось с апреля по март 2006г.
    В написании своей работы мы опирались на труды таких ученых психологов, педагогов и логопедов, как Немов Р.С., Лалаева Р.И., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Фомичева М.Ф., Хватцев М.Е. и др.

Скачать демо-версию работы

Не подходит? Мы можем сделать для Вас эксклюзивную работу без плагиата, под ключ, с гарантией сдачи. Узнать цену!

Практическая курсовая - авторская работа, НЕ из бесплатных источников, разработана одним из наших специалистов.
Телефон для срочного заказа: +7(917)7210655.
Если Вам необходимо написать по этой теме - "Своеобразие развития фонематического строя речи у детей с умственной отсталостью" ... или любой другой - эксклюзивную работу: заполните бланк с требованиями к работе.
Помимо стандартного набора услуг наши специалисты помогут написать отчеты по практике и очень сложные дипломные работы.

Своеобразие развития фонематического строя речи у детей с умственной отсталостью - другие работы по теме

Наименование работы
Тип работы
Дата сдачи
Copyright © «Росдиплом»
Сопровождение и консультации студентов по вопросам обучения.
Политика конфиденциальности.
Контакты

  • Методы оплаты VISA
  • Методы оплаты MasterCard
  • Методы оплаты WebMoney
  • Методы оплаты Qiwi
  • Методы оплаты Яндекс.Деньги
  • Методы оплаты Сбербанк
  • Методы оплаты Альфа-Банк
  • Методы оплаты ВТБ24
  • Методы оплаты Промсвязьбанк
  • Методы оплаты Русский Стандарт
Наши эксперты предоставляют услугу по консультации, сбору, редактированию и структурированию информации заданной тематики в соответствии с требуемым структурным планом. Результат оказанной услуги не является готовым научным трудом, тем не менее может послужить источником для его написания.