Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Особенности восприятия основных эмоций старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи
С первых дней жизни ребенок сталкивается с многообразием окружающего мира (люди, предметы, события). Взрослые, прежде всего родители, не только знакомят малыша со всем тем, что его окружает, но всегда в той или иной форме выражают свое отношение к вещам, поступкам, явлениям с помощью интонации, мимики, жестов, речи. Благодаря нашей врожденной способности к выражению эмоций мы можем понимать друг друга, не используя речевых средств. Безусловно, неудивительно, что язык эмоций - это единый язык для всех людей Земли.
Эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущение, восприятие, воображение, память и мышление. Хорошее настроение улучшает настроение. Человек быстро забывает то, что эмоционально нейтрально и не имеет для него значения.
На протяжении детства особенности эмоций (их сила, длительность, устойчивость) изменяются в связи в связи с изменением общего характера деятельности ребенка и ее мотивов, а так же в связи с усложнением отношений ребенка с окружающим миром. Наряду с переживаниями удовольствия и неудовольствия, связанные с удовлетворением и неудовлетворением непосредственных желаний, у ребенка возникают более сложные чувства, вызванные тем, насколько хорошо он выполнил свои обязанности, какое значение имеют совершаемые им действия для других людей и в какой мере соблюдаются им самим и окружающими определенные нормы и правила поведения.
Существенное значение для эмоционального развития детской личности имеет деятельность не только реальная, но и воображаемая, позволяющая эмоционально предвосхитить отдаленные последствия своих поступков. В процессе такого воображения происходит своеобразное проигрывание данной ситуации, во время которого можно обнаружить ценность для субъекта сложившихся обстоятельств или действий, которые в этих обстоятельствах могут быть выполнены.
За последние несколько лет значительно увеличилось число детей дошкольного возраста с нарушениями развития, в том числе речевого. Наиболее распространенными являются задержка речевого развития, общее недоразвитие речи, проявляющиеся на фоне дизартрических компонентов и неврологической симптоматики.
Следует отметить, что исследования роли эмоциональной сферы в психическом развитии ребенка немногочисленны и имеют обобщенный характер без учета специфики эмоциональной составляющей психического развития дошкольников с нарушениями речи.
Актуальность дипломной работы заключается в необходимости изучения на современном этапе развития психики ребенка, а именно, эмоциональной сферы дошкольника, что создает базу для осмысленного усвоения психолого-педагогических знаний, которые в последствии обеспечат эффективность их применения. Тема актуальна потому, что развитие эмоционально-чувственного мира ребенка-дошкольника требует дальнейшего усовершенствования организации педагогического процесса в дошкольном учреждении. Актуальность исследования определяется ростом негативных эмоционально-личностных проявлений у детей дошкольного возраста.
Гипотеза:
1. Среда города, переживающего экономический и культурный упадок, выступает определяющим фактором эмоционального развития ребенка.
2. Для дошкольников характерно нарастание негативных эмоций: тревожность, обидчивость, мстительность, враждебность, эмоциональная импульсивность, страхи.
Объект исследования: старшие дошкольники с общим недоразвитием речи три группы детей. Первая - экспериментальная группа. Все дети экспериментальной группы прошли обследование медико-педагогической комиссии. Вторая контрольная группа, и третья группа
контрольная. Дети контрольной группы не имеют нарушений речевого и физического развития, неврологических нарушений в анамнезе. Дети указанной группы посещают массовые детские сады.
Предмет исследования: проявления особенностей эмоциональной сферы у старших дошкольников.
Цель исследования: изучение и анализ особенностей восприятия основных эмоций старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи.
Эта цель последовательно реализуется в задачах, а именно:
1. Провести теоретический анализ эмоций как психологического процесса.
2. Определить условия, влияющие на успешность опознания эмоциональных состояний других людей и эмоций как компонент восприятия и понимания человека человеком.
3. Исследовать идентификацию эмоций по вербальным и невербальным признакам.
4. Выявить особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с сохраненным и нарушенным речевым развитием.
5. Проанализировать характеристику контингента (группа) детей участвующих в экспериментальном исследовании.
6. Изучить методы особенностей восприятия дошкольниками основных эмоций.
7. Провести анализ особенностей восприятия основных эмоций детьми с системными речевыми нарушениями.
8. Определить анализ эффективности.
В работе использованы следующие методы: изучение литературы по теме исследования;
- эмпирические методы: анализ медицинской и педагогической документации, анкетирование, беседа, наблюдение, констатирующий, обучающий и контрольный эксперименты;
- обрабатывающие методы: количественный и качественный анализ данных контрольных экспериментов, статистический анализ результатов.
Информационной базой дипломной работы явились фактические материалы, опубликованные в научной литературе и периодической печати, а также материалы, собранные автором непосредственно для проведения анализа данных контрольного эксперимента.
Структура работы состоит из введения, двух разделов, заключения, литературы и приложений.