Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Восприятие окружающегго мира дошкольником
Введение.
Дошкольный возрастной период - это важный этап в развитии психики ребенка, который создает фундамент для формирования новых психических образований, что будут развиваться в процессе учебной дея-тельности. Данный период, не какой – то обособленный этап в жизни ре-бенка, а одна из ступеней в ходе психического развития, взаимосвязанная с другими этапами развития.
На каждом этапе формируются определенные психические процес-сы, или свойства личности, которые позволяют перейти ребенку на сле-дующий возрастной этап. Изменение психических особенностей ребенка происходят под влиянием той деятельности, которую осваивает он на данном этапе. Это могут быть игры с предметами в раннем возрасте или ролевые игры в дошкольном, учеба в младшем школьном возрасте, обще-ние со сверстниками в подростковом, профессиональное обучение или подготовка к нему в юношеском. Игры с предметами, учеба влияют на формирование познавательных процессов: внимания, ощущений, воспри-ятия, памяти, мышления, воображения.
Для каждого психического явления существуют свои наиболее бла-гоприятные периоды развития: для младенческого возраста – ощущения, для раннего – речь, для дошкольного – восприятие, для младшего школь-ника – мышление. Если ребенок недостаточно был включен в соответст-вующую для данного периода деятельность, то может наступить задержка психических новообразований , которая повлечет за собой отставание и других психических явлений и переход на следующий возрастной этап. Поэтому чрезвычайно важно создать благоприятные условия для разви-тия психики в соответствии с возрастными особенностями ребенка.
Дошкольный возраст наиболее продуктивен для развития психики ребенка. На этом этапе ребенок делает качественный скачок в своем пси-хическом развитии. К началу этого периода у него сформировались такие познавательные процессы, как ощущения, непроизвольное внимание, ак-тивная речь, предметное восприятие. В процессе действия с предметами он накопил опыт, словарный запас, он понимает обращенную к нему речь. Благодаря этим достижениям дошкольник начинает активно осваи-вать окружающий мир, и в процессе этого освоения формируется воспри-ятие. Восприятие активно развивается на протяжении всего дошкольного периода под влиянием разнообразной деятельности ребенка: лепки, рисо-вания, конструирования, чтения книг, просмотра фильмов, спортивных занятий, музыки, прогулок. Все эти виды активной деятельности ребенка пронизаны игрой, в которой он моделирует все фрагменты окружающей жизни и новой информации, вызвавшей у него интерес и переживания. В игре ребенок активно познает воспринятую информацию. Особое значе-ние в жизни дошкольника имеют ролевые игры, в которых он познает за-коны общения, социальные отношения, характеры, социальные роли лю-дей. А дидактические игры, моделирующие свойства предметов и явле-ний, их связи и отношения, направлены, прежде всего, на развитие вос-приятия и мышления. Игры детей – это чрезвычайно важный и эффек-тивный способ познания мира, себя, а также способ целенаправленного психического развития, формирования личности и интеллекта ребенка.
Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. В младшем школьном возрасте эти процессы будут занимать ведущие позиции, особенно логическое мыш-ление, а восприятие будет выполнять обслуживающую функцию, хотя и продолжает развиваться. Приоритет займет мышление, которое будет пе-рерабатывать информацию, полученную через восприятие. Хорошо раз-витое восприятие может проявляться в виде наблюдательности ребенка, его способности подмечать особенности предметов и явлений, детали, черточки, не замеченные взрослым. В процессе обучения восприятие бу-дет совершенствоваться, и оттачиваться в согласованной работе с мыш-лением, воображением, речью.
Если в процессе воспитания ребенок не получит благоприятных ус-ловий для развития восприятия, то и связанные с ним процессы будут от-ставать в развитии, что затруднит освоение учебной деятельности в младшем школьном возрасте. При серьезных отставаниях может наблю-даться задержка психического развития.
Мы взяли тему «Восприятие окружающего мира дошкольником» потому, что считаем ее актуальной в ситуации, сложившейся сегодня в системе образования.
Актуальность ее состоит в том, что в общем стремлении родите-лей и педагогов дать ребенку - дошкольнику знания предметные, «школьные», забывается важность следующего. Как нельзя построить хо-роший дом без крепкого фундамента, так и нельзя сформировать всесто-ронне развитую личность только на прикладных, конкретных умениях и навыках чтения, письма и счета. Невозможно нарисовать рисунок, если не знаешь цветового спектра, нельзя составить математический пример, если не умеешь соотносить цифру с числом.
Окружающий человека мир – это мир предметов и явлений, по-этому целостное восприятие предметов позволяет человеку правильно ориентироваться в нем. Без этого у ребенка могут возникнуть различные проблемы не только в интеллектуальной сфере, но и в сфере эмоциональ-но – волевой, социализации ребенка и других сферах его жизни.
Объектом исследования данной дипломной работы является про-цесс восприятия окружающего мира ребенком дошкольного возраста.
Предметом исследования является связь между уровнем развития мышления и сформированностью познавательного процесса восприятия.
Целью данной работы является формирование восприятия высоко-го уровня развития.
Задачи:
• Охарактеризовать восприятие как познавательный процесс
• Рассмотреть особенности восприятия детей – дошкольников
• Диагностировать детское восприятие
• Диагностировать детское мышление
• Сравнить результаты диагностик и выявить зависимость уров-ня мышления от уровня восприятия
• Разработать рекомендации для повышения уровня восприятия
Гипотеза данной работы такова:
Уровень развития мышления будет высоким, если
• Формировать познавательный процесс восприятия целе-направленно, а не стихийно, неорганизованно, воспитателями и родите-лями.
• Повышать уровень восприятия, учитывая возрастные осо-бенности детей.
Методы исследования:
Теоретические методы – моделирование, мысленный эксперимент.
Практические методы - изучение литературы, беседа, тестирова-ние, изучение продуктов деятельности, эксперимент.