Выдержка из работы:
Введение
Актуальность исследования. В настоящее время актуальным является развитие восприятия пространства у детей уже с раннего возраста. В психологии выражена конкретная проблема исследования пространства и времени, которую С.Л. Рубинштейн определяет как узловую в истории науки. В этом направлении проведены исследования восприятия пространства, изучались различные аспекты восприятия времени. Ряд исследований посвящен изучению развития пространственно-временных представлений, пространственного мышления. Рассматривались вопросы пространственно-временной организации с учетом функциональной асимметрии мозга. Другим самостоятельным направлением является изучение психологического пространства и времени.
Восприятие пространства - одна из форм восприятия, которая отражает пространственные характеристики окружающего мира, восприятие величины и формы предметов, их взаимного расположения. В этом восприятии особенно существенное участие принимают зрительный, двигательный, кожный и вестибулярный анализаторы.
В ряде исследований, посвященных проблемам воспитания и обучения и развития, подчеркивается важная роль восприятия и пространственно-временных представлений, несформированность которых могут обусловливать трудности при овладении письмом, чтением, счетом, при восприятии трехмерных графических изображений объемных геометрических объектов, в решении различных учебных задач (Л.И. Айдарова, Л.А. Венгер, А.Н. Корнев, А.А. Круглова, И.Я. Лернер, Н.П. Локалова, А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, А.В. Семенович).
Глава 1. Общие вопросы развития восприятия пространства
1.1.Понятие восприятия и его свойства
В психологическом словаре отмечается: восприятие — целостное отражение предметов, явлений, ситуаций и событий в их чувственно доступных временных и пространственных связях и отношениях. Детерминировано предметностью мира явлений. Возникает при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Вместе с процессами ощущения обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире. Будучи необходимым этапом познания, всегда в большей или меньшей мере связано с мышлением, памятью, вниманием. Направляется мотивацией и имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску. На уровне человека чувственно-воспринимающая деятельность весьма сложна и совершенна. Высокая избирательность и подвижность восприятия дают возможность активно отбирать те элементы познавательной информации, кои адекватны стоящей задаче [29, с.12-17].
Возникновение первых гипотез о природе восприятия относится к античности. Значительный вклад в развитие научных представлений о восприятии был внесен философами, физиками, физиологами, деятелями искусства. Во второй половине XIX в. представления о восприятии стали одной из важных составных частей системы психологических знаний. В целом ранние теории восприятия соответствовали положениям традиционной психологии ассоциативной. Решающий шаг в преодолении ассоцианизма в трактовке восприятия был сделан благодаря развитию Сеченовым рефлекторной концепции психики, а также благодаря работам представителей гештальт-психологии, показавших обусловленность наиболее важных феноменов восприятия — таких, как константность — неизменными отношениями между компонентами образа перцептивного. Изучение