Выдержка из работы:
Введение
Актуальность исследования. Проблема самосознания (Я-эго, Я-образ, Я-концепция) достаточно актуальна в настоящее время. Это связано с по-требностью определения степени важности человека в условиях современно-сти, его способностей преобразовывать себя и окружающий мир.
В психологических исследованиях разных авторов структура самосоз-нания представлена неоднородно. Одни исследователи пытаются уделить больше внимания изучению Я-образа (И. С. Кон, Е. Т. Соколова, А. А. Нал-чаджян, В. Н. Козиев, А. А. Бодалев и др. ). При этом в изучении и понима-нии Я-образа акцентируют внимание на разных подходах. Образ Я понимает-ся как установочная система (И. С. Кон); в системе ценностей человека его Я обладает всегда определенным ценностным весом, и образующие это его Я составляющие также имеют в каждом случае свое ценностное значение (Бо-далев А. А. ); Я – как динамическое образование психики, развертывающееся во времени от единичных ситуативных образов до обобщенного образа Я, понятия Я (И. И. Чеснокова).
Другие исследователи останавливаются на изучении проблемы самоот-ношения и его строения (В. В. Столин, С. Р. Пантелеев, Н. И. Сарджвеладзе). В рамках изучения индивидуального сознания рассматривается строение са-мосознания (В. Д. Балин). С позиций личностной идентификации исследуют структуру Я-концепции (А. Б. Орлов). Чаще всего среди отечественных уче-ных встречаются представления о трехкомпонентной структуре самосозна-ния с некоторыми вариациями (И. И. Чеснокова, В. С. Мерлин).
Глава I. Теоретическое обоснование «Я-образа» в психоло-гии
1. 1. Понятие самосознания в психологии
А. Г. Спиркин дает следующее определение: «самосознание – это осоз-нание и оценка человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя и своего места в жизни. Самосознание –конституирующий признак личности, формирующийся вместе со становле-нием последней» .
Существовало много подходов к изучению вопроса восприятия и осоз-нания человеком самого себя. Первые научно-психологические школы (XIX век) представляли собой идеалистические взгляды и приравнивали «Я» к «душе». В оппозиции к ним, сторонники естественнонаучного направления старались свести его к каким-то материальным процессам. В частности
Дж. Ст. Милль связывал «Я» с памятью, Ч. Пирс – с процессами ассо-циации факта перемещения вещей с движениями своего тела, когда свое тело осознается как причина перемещений. В.Вундт понимает «Я» как чувство связи всех индивидуальных переживаний. Сеченов (1866 г.) считал, что осоз-навая себя, ребенок начинает с выделения из суммы самоощущений тех, ко-торые являются позывом, например, к движению. «Петя хочет ходить» – ре-бенок осознает себя источником, внутри которого родятся ощущения и из которого выходят действия.
Глава II. Практическое изучение «Я-образа»
Исследование проводилось в подготовительной группе детского сада.
Ход исследования
1. Анкетирование родителей
Первоначально было использовано анкетирование родителей для оцен-ки особенностей поведения их детей за последние полгода – год. Родителям предлагалось оценить особенности поведения их ребенка за последние пол-года – год. Если данная особенность поведения свойственна ребенку и поя-вилась недавно, соответствующий пункт оценивается в 2 балла; если указан-ные особенности появляются время от времени независимо от возраста – 1 балл; при их отсутствии ставится 0
Анализ результатов производился посредством суммирования баллов. Определенное количество баллов рассматривалось по следующим показате-ля.
20 – 11 баллов – скорее всего, трудности в воспитании ребенка обу-словлены кризисом развития, необходимо пересмотреть свое отношение к нему и систему требований, иначе негативные симптомы кризиса могут стать устойчивыми чертой характера;
10 – 6 баллов – негативные реакции ребенка являются, скорее всего, проявлением индивидуальных особенностей и/или результатом неправильно-го воспитания, а не возрастного кризиса;
5 – 0 баллов – для этого возраста ребенок слишком спокоен, необходи-мо приглядеться к нему более внимательно, может быть, он отстает от свер-стников в своем развитии.