Выдержка из работы:
Введение
Само по себе обращение к творчеству Х.Ибсена остается актуальным и в начале ХХI века, хотя именовать его пьесы сегодня «новой драмой», конечно, преувеличение. Но и историей драматургия Ибсена не стала, если она не уходит из репертуара современного театра, как не уходят пьесы его современника А.П.Чехова. Чехов считал Ибсена своим антиподом, но оказалось, что они оба в равной степени будут определять мировой театральный репертуар. Правда, Ибсену повезло больше. Он остается дискуссионным автором. Данная работа не ставит своей целью обращение к театроведческим проблемам, поэтому ограничимся констатацией: в театре Ибсена интерпретируют все дальше и дальше от реальных авторских решений. Хотя работа филологическая, побудительным мотивом к ней явился именно этот факт. И не только в театре. Драма «Кукольный дом» еще при Ибсене и вопреки его воле была узурпирована движением феминисток в качестве культурного оформления своих деклараций. Вот и сегодня на сайте посольства Норвегии в России размещен анонс о подготовке фестиваля «Сестры Норы» хотя впору писать уж правнучки. Формулировка «Женская тема в драме Ибсена «Кукольный дом» мотивирована, в первую очередь, тем, что она в драме присутствует, а во вторую очередь тем, что она у Ибсена поставлена далеко не так, как это сказалось в рецепции большинства профессиональных читателей и зрителей. По этой причине появилась первая глава «Драматургия Ибсена в рецепции литературной, научной и театральной среды».
1.Драматургия Ибсена в рецепции литературной, научной и театральной среды
1.1. Полемика вокруг новаторства Ибсена
Влияние творчества Ибсена на литературу и театр конца XIX и XX вв. признано и не подлежит опровержению, однако в оценке этого влияния однозначности нет. Об этом свидетельствует хотя бы внушительный, накопившийся за это время перечень литературоведческой и исследовательской литературы, посвященной как самому Ибсену, так и воздействию его на отдельных писателей, ныне причисляемых к мировой классике. Подчас возникают суждения весьма спорные, но неизменно оригинальные.
Разнообразие точек зрения на Ибсена и представлений о нем воистину впечатляет и не поддается легкой схематизации. В немалой степени это объясняется тем, что любой художник, о ком бы или о чем бы он ни писал, всегда пишет, прежде всего, о самом себе в сопряжении со своим временем. Бесспорно, наиболее общим почти для всех авторов является их по- разному выраженное, но одинаковое по сути положение об интеллектуальной насыщенности творчества Ибсена (ее называют также «рассудочностью», иногда даже «социальностью»).
Заключение
Идеологии и истина жизни очень часто расходятся. Рецепция творчества Ибсена, его драмы «Кукольный дом» особенно часто определялась идеологически представлениями о канонах драматургии, о морали, гендерными стереотипами и борьбой с ними, поэтому со многими суждениями трудно согласиться и невозможно их опровергнуть, исходя из той парадигмы, которая лежит в их основаниях.
В работе представлена вся пестрота суждений и только единственный довод против них – филологический анализ, результаты которого позволяют утверждать:
1. Нельзя понять драму «Кукольный дом» вне тех художественных законов, по которым она создана, а эти законы определил сам автор.
2. Драма Ибсена создана за рамками использования мимесиса. Ее реальность – это художественная реальность действительных переживаний, эмоциональных несообразностей, искренних чувств и заблуждений, через которые проходит человек и которые не всегда могут быть выражены нарративными средствами, отсюда ибсеновский напряженный символизм.