Выдержка из работы:
Введение
Актуальность исследования принципа межпредметности в предметном обучении школьников как средства развития мотивации учения у учащихся старших классов обусловлена несколькими причинами. В первую очередь сегодня является актуальной проблема формирования целостного, непротиворечивого научного мировоззрения у учащихся как важнейшая задача обучения в школе: «сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире»43, с.80. Наиболее перспективным с точки зрения решения данной задачи является старший школьный возраст, когда учащиеся в силу уровня психического развития становятся интеллектуально готовы к восприятию явлений и процессов окружающего мира в их взаимосвязи и многоаспектности. При этом важным условием решения данной задачи становится особая организация учебного процесса на основании принципа межпредметности, который предъявляет требования к построению обучения на основе демонстрации межпредметных связей.
Как показывает изучение литературы, вопросам разработки принципа межпредметности уделяли внимание многие исследователи (Я.А.Коменский, К.Д. Ушинский, Н.К.Крупская, М.А. Данилов, Б.П.Есипов, М.Н. Скаткин, В.Н. Максимова, Н.А.Лошкарева и др.). Однако следует отметить, что, несмотря на значительное количество работ в этой области, на практике нередко данный принцип реализуется недостаточно, предметы преподаются в значительном отрыве друг от друга, наблюдается асинхрония в содержании учебного материала. Например, страноведение изучается по географии в 10-11 классах, в то время как на иностранном языке в 7-8-м классах. Это, безусловно, затрудняет возможность реализации принципа межпредметности и в конечном итоге ведет к формированию отрывочных, слабо систематизированных представлений и знаний у школьников.
............
Глава 1. Роль принципа межпредметности в предметном обучении школьников
1.1 Понятие принципа обучения
Проблема принципов в педагогике имеет важное значение, поскольку данная категория описывает основы педагогического процесса. В общем значении понятие принципа рассматривается как основа, первоначало. Принцип есть центральное понятие, основание системы, обобщение и распространение какого-либо положения на все явления той области, из которой данный принцип абстрагирован8.
С.С.Савельева33, с.72пишет, что принципэто инструментальное, данное в категориях деятельности выражение педагогической концепции, это методическое выражение познанных законов и закономерностей, это знание о целях, сущности, содержании, структуре обучения, выраженное в форме, позволяющей использовать их в качестве регулятивных норм практики.
Как нормативная для практики категория принцип характеризуется всеобщностью, он обязателен для любого этапа, для любой учебной ситуации, тогда как другие нормативные категории (правила, советы, рекомендации, требования) не носят столь обязательного характера («нет правила без исключения»). Но принципы потому и являются исходными положениями для организации практики, что они выступают результатом развития научного знания, теории, ибо «принципы не исходный пункт исследования, а его заключительный результат».
В.А. Сластенин38, с.145указывает, что принципы обученияэто исходные дидактические положения, которые отражают протекание объективных законов и закономерностей процесса обучения и определяют его направленность на развитие личности. В принципах обучения раскрываются теоретические подходы к построению учебного процесса и управлению им. Они определяют позиции и установки, с которыми учителя и преподаватели подходят к организации процесса обучения и к поиску возможностей его оптимизации.
.........