Выдержка из работы:
Введение
Современная система образования, призвана создать оптимальные условия не только для развития личности обучаемого в целом, но и для развития познавательных процессов (особенно памяти и мышления). Так, обучение, является не только процессом механической передачей знаний от учителя к ученику, а представляет собой именно развитие мышления школьников.
Современное информационное общество нуждается в людях с высоким уровнеммышления вообще и алгоритмического в частности. Развитое алгоритмическое мышление позволяет человеку принимать оптимальные решения и эффективно осуществлять физическую и интеллектуальную деятельность.
Формирование алгоритмического мышления человека начинается в возрасте 5–6 лет и продолжает формироваться в школе. Развитие алгоритмического мышления в большей степени происходит на уроках математики и информатики, в связи с чем на плечи учителей математики ложится большая ответственность.
Формирование и развитие мышления, в частности алгоритмического, в процессе обучения происходит в ходе решения задач. При решении типовых задач человек в первую очередь опирается на знания, опыт и те схемы – алгоритмы действий, которые сформированы к данному моменту времени, – репродуктивное мышление. При решении нестандартных задач, требующих времени, умственных усилий, дополнительных знаний и творческого воображения, возникает продуктивное мышление. Мышление необходимо и для усвоения знаний, для понимания текста в процессе чтения и во многих других случаях, отнюдь не тождественных решению задач.
...............
Глава 1. Психолого-педагогические подходы к проблеме развития алгоритмического мышления учащихся 3 класса
1.1. Мышление: понятие, виды, операции, формы мышления
Мышление как процесс нахождения нового, проявление межличностного взаимодействия может и остается самым главным из основных компонентов познания, так как полностью не может быть объяснено, если не заключает в себе то цельное, что свойственно мышлению вообще, независимо от того, как оно будет названо: субьектное (мышление учителя, конструктора, инженера или доктора) или обьектное (техническое мышление, математическое).
Для поиска общих свойств в ряде различных проявлений мышления необходимо опираться на новые методологические ориентиры, а в практической жизни - на их адекватные решения. Да, мышление имеет различные связи со всеми познавательными процессами, эмоциональными состояниями и поведенческими проявлениями, но с методологической точки зрения нужны более четкие, не связанные с ними ценности другого характера.
По представлениям В. В. Карапетяна, в основу методологии мышления следует ставить совсем другие подходы, которые, в общем, должны относиться не только к психике человека, а к его познанию, в данной ситуации - к полноценному удовлетворению познавательных потребностей, так как познание и его процессы свойственны лишь человеку . В соответствии с этими подходами:
- личность рассматривается исключительно как субъект познания, так как он в первую очередь - мыслитель, исследователь, т. е. его мышление рассматривается лишь с точки зрения исследовательских функций,
...............