Выдержка из работы:
Введение
Актуальность исследования. Л. Толстой на протяжении всей жизни и творчества постоянно обращался к «мысли семейной», что представляет несомненный интерес в контексте изучения проблемы осмысления семейных ценностей супругами Толстыми. Исследователи творчества знаменитого писателя не раз подчеркивали, что в его крупных шедеврах в центре внимания стоит именно вопрос семейных отношений и семейных традиций.
Семья всегда была своего рода онтологическим центром любых личных потрясений и общественных катаклизмов и потрясений, будь то война, вражда, измена, радость и благоденствие. Сам писатель говорил, что его семейный опыт – субъективно-общечеловеческий, тем самым подчеркивая некую общность семейной проблематики для каждого человека.
Оставаясь в семье почти до последних дней своей жизни, несмотря на бытовые и семейные неурядицы, Толстой поступал тем самым последовательно и принципиально. Его жизнь в условиях контраста роскоши и нищеты, рабства и свободы, «ненависти» и «любви» протекала в самом драматическом, стержневом пространстве нравственного бытия человека. Ни социальные проблемы, ни война, ни изгнание и тому подобное не в состоянии были подарить ему тот бесценный опыт соприкосновения с пороками жизни, сколько дали «семейная война», «семейная беда» и «семейное изгнанничество».
............
Глава I. Л. Н. Толстой – писатель и семьянин
1.1. Отражение поиска идеала семейного счастья в творчестве Л.Н.Толстого
Семейный вопрос в творчестве Толстого занимает едва ли не главенствующую позицию, на которую обратили внимание как современники, так и литературоведы последующих поколений. Важно обратить внимание на работы таких исследователей, как П.И.Бирюков, Ф.И.Булгаков, К.С.Головин, Н.Н.Гусев, В.Г.Зелинский, А.А.Козлов, К.Н.Леонтьев, Ф.П.Преображенский, Н.Н.Страхов, а также И.Ф.Анненский, С.Н.Булгаков, И.А.Бунин, В.В.Вересаев, З.Н.Гиппиус, Н.О.Лосский, Д.С.Мережковский, В.А.Поссе, В.В.Розанов и др.
По итогам изучения русских печатных изданий, можно сделать вывод, что многие из них содержат статьи о произведениях писателя, в которых прослеживается «мысль семейная». Это около тридцати изданий, из которых можно перечислить наиболее известные русскому читателю: «Биржевые ведомости», «Вестник Европы», «Вестник права», «Голос», «Дело», «Женское дело», «Жизнь», «Исторический вестник», «Книжки Недели», «Кремль», «Литература и жизнь», «Мир божий», «Неделя», «Нива», «Новое время», «Новь», «Отечественные записки», «Русские ведомости», «Русская мысль», «Северный вестник», «Церковные ведомости» и т. д.
Н. Н. Страхов воспринимал «Войну и мир» как семейную хронику, и говорил, что все предыдущее творчество писателя можно трактовать как предварительное исследование, завершившееся созданием «семейной хроники» , а исторический романист Г. П. Данилевский писал следующее: «Главная сила графа Л.Н. Толстого - в изображении мирных, семейных картин. ...............