Выдержка из работы:
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития российского общества проблема формирования патриотических чувств граждан является крайне актуальной. Снижение уровня патриотического настроения в обществе, межнациональные проблемы, рост преступности и негативная среда оказывают травмирующее воздействие на детей, что приводит к активизации поиска новых подходов в формировании необходимых позиций граждан. Именно поэтому воспитание чувства патриотизма личности сегодня является актуальной социальной и психолого-педагогической проблемой. В связи с вышесказанным можно говорить об актуальности проблемы, положенной в основу данного исследования на тему «Организация работы по ознакомлению старших дошкольников с Москвой».
Основная задача воспитателей и педагогов в этом направлении – показать детям их родной город с привлекательной стороны, вызвать чувство восхищения, гордость за него. Данная работа должна происходить систематически, планомерно по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному городу, стране. Патриотическое воспитание охватывает самостоятельную деятельность детей, режимные моменты, продуктивную, физкультурную и другие виды деятельности.
Необходима организация взаимодействия ДОУ и семьи по патриотическому воспитанию детей, а также организация досуговой деятельности дошкольников по ознакомлению с Москвой.
Чтобы заинтересовать детей, рассказывать материал нужно эмоционально, доходчиво, начиная с того, что окружает детей, и постепенно расширять их представления, каждый раз заинтересовывая новыми знаниями.
..........
Глава 1. Теоретические основы ознакомления старших дошкольников с Москвой
1.1. Ознакомление с родным городом в процессе патриотического воспитания дошкольников
Существенное значение для развития и социализации человека имеет воспитание. В отечественной и зарубежной педагогической науке проблема воспитания рассмотрена достаточно глубоко и разносторонне. В разные периоды тему воспитания исследовали Л.С.Выготский, И.П. Иванов, В.А. Караковский, Х.У. Лийметс, А.С. Макаренко, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, М.И. Рожков, С.Л. Рубинштейн, Н.Л. Селиванова, В.А. Сухомлинский и др. С.Д. Поляков, проанализировавший значительное число работ, посвященных определению сущности воспитания, рассматривает воспитание как разворачивающееся во времени взаимодействие воспитателей и воспитанников и характеризует его с трех позиций:
1. Воспитание как процесс – это временная развертка взаимодействия воспитателей и воспитанников. На одном полюсе такого взаимодействия – педагогическая деятельность воспитателя, на другом – личность воспитанника в ее активности, постоянстве и изменчивости.
2. Воспитание как деятельность. Деятельность – специфически человеческая форма активности. Специфика – ее регулирование сознанием. Субъектом воспитания как деятельности выступает, с одной стороны, педагог, ставящий воспитательные цели, с другой стороны - воспитанник. Объектами здесь будут воспитанники.
3. Воспитание как общение. При этом под общением понимается установление и развитие контакта между людьми, в процессе которого происходит обмен мыслями, чувствами, действиями, образцами поведения.
Воспитание предполагает не только формирование личности, но и создание условий для ее развития. Развитие чувств – это процесс, который складывается из опосредованного влияния на эмоциональную сферу личности в целом и специального влияния на эмоциональную сферу личности. Поэтому актуализацию эмоциональной сферы необходимо рассматривать как важнейший компонент развития и воспитания патриотических чувств.
...........