Выдержка из работы:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Развитие связной речи является главным условием успешности обучения ребенка в школе.
Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т.е. овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст.
Конечным результатом обучения языку, вершиной удивительного, мощного и сложнейшего явления, называющегося человеческой речью, является собственно связная речь.
ОНР - это сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
В логопедии как педагогической науке понятие «ОНР» применяется к такой форме патологии речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, когда нарушается формирование всех компонентов речевой системы. Понятие ОНР (ОНР) основывается, на прогрессивной точке зрения о возможности единого педагогического подхода к разнородным по своей этиологии проявлениям недоразвитости речи у детей, исходя из конкретного состояния языкового развития ребенка.
При общем недоразвитии речи отмечается позднее ее появление, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования. Условно можно выделить три уровня общего недоразвития речи. В данной работе мы проведем исследование детей с ОНР III уровня, так как ОНР 3 уровня характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития, представляет собой своеобразный вариант периода усвоения ребенком морфологической системы языка.
...........
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ НОРМАЛЬНОМ И НАРУШЕННОМ РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ
1.1. Характеристика связной речи и ее особенности
Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития её. Современное - значит начатое с первых же дней после рождения ребенка. Полноценное овладение речью - значит достаточное по объему языкового материала.
Для анализа состояния связной речи детей и разработки системы её целенаправленного формирования особое значение приобретает внутренний замысел, общая смысловая схема высказывания, целенаправленный выбор слов, отбор синтаксических конструкций, контроль за использованием языковых средств.
В ряде исследований с позиции психологии и психолингвистики освещаются вопросы формирования речевой деятельности, у детей. Переход внешней речи во внутренний план в норме происходит к 4-5 летнему возрасту. Установлено, что речь 4-5 летних детей принципиально не отличается от речи взрослых по наличию в ней этапа внутреннего программирования [17, c. 25].
Связная речь-раздел, который всегда выделяется как особая область работы по развитию речи. Это объясняется тем значением, которое имеет связная речь в жизни человека и общества. В методике наименование «связная речь» употребляется в трех значениях:
1. это процесс, деятельность говорящего, пишущего;
2. продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание;
3. название раздела работы по развитию речи.
Уже « в первые три года жизни…ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов».Интенсивное развитие речи в дошкольном возрасте объясняется унаследованными речевыми способностями, повышенной пластичностью коры, благодаря чему ребенок уже с первого года усваивает такой сложный механизм, каким является язык (речь). Именно поэтому лучше всего использовать, как считают многие психологи, для работы по развитию речи языковые способности ребенка до 10 лет. Что же представляет собой связная речь детей, как они овладевают умением создавать текст, строить речевое произведение?
.........