Выдержка из работы:
Введение
Актуальность исследования. Развитие современной психологической науки позволяет качественно иначе, более глубоко теоретически обоснованно подходить к такой «вечной» проблеме педагогики и психологии, как школьная неуспеваемость. Становится все более очевидным, что эффективная психологическая помощь школьникам невозможна без выявления конкретных причин возникающих у них трудностей в учении. Неуспешность в обучении может стать причиной возникновения школьной тревожности, ведь в процессе учебной деятельности все учащиеся испытывают самые различные чувства и эмоции, которые представляют собой отражение реальной действительности в форме переживаний. Различные формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения, стрессы и др.) образуют в совокупности эмоционально-чувственную сферу человека.
Изменение парадигмы образования обуславливает необходимость поиска средств педагогического воздействия, адекватных идеям новой образовательной программы, позволяющих более эффективно организовать процесс обучения, посредством которого становится возможно формировать у учащихся такие необходимые для выживания в условиях конкуренции рыночных отношений качества личности, как оптимизм, созидательность, творческая активность, чувство собственного достоинства, собственной значимости. В данном контексте проблема успешного обучения приобретает сегодня особую актуальность.
..........
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы тревожности у слабоуспевающих учеников 5-8 классов общеобразовательной школы
1.1Анализ зарубежной психологической литературы по проблеме тревожности. Понятие тревожности в отечественной психологии
Тревожность впервые начали изучать психоаналитики и психиатры. Например, многие ученые-психоаналитики считали, что тревожность – это врожденное свойство человека, то есть, изначально присущее личности состояние. Зигмунд Фрейд считал, что у человека есть несколько врожденных влечений – инстинктов, они являются движущей силой любого поведения человека, в том числе, определяют его настроение. Фрейд полагал, что столкновение биологических влечений (инстинктов) с социальными запретами может вырасти в невроз и тревожность.
Принято считать, что проблема тревожности как проблема собственно психологическая была впервые поставлена и подверглась специальному рассмотрению в трудах З. Фрейда [53,с.55].
З.Фрейд признавал необходимость разграничения страха и тревоги, считая, что страх - реакция на конкретную опасность, тогда как тревожность - реакция на опасность, не известную и не определяемую. Считая, что понимание тревожности имеет чрезвычайно большое значение для объяснения психической жизни человека, Фрейд очень скрупулезно подходил к анализу данного явления, неоднократно пересматривал и уточнял свою концепцию - главным образом в тех ее частях, которые касаются причин и функций тревожности. Фрейд определял тревожность как неприятное переживание, выступающее сигналом предвосхищаемой опасности. Содержание тревожности - чувства неопределенности и беспомощности.
Тревожность характеризуется тремя основными признаками - специфическим чувством неприятного; соответствующими соматическими реакциями (прежде всего усилением сердцебиения); осознанием этого переживания. Первоначально Фрейд допускал и существование бессознательной тревожности, однако затем пришел к заключению, что это состояние переживается сознательно и сопровождается возрастанием умения справляться с опасностью (с помощью борьбы или бегства). Тревожность помещается им в Эго.
........