Выдержка из работы:
Введение
В течение всей жизни человек совершает разные действия, которые требуют самооценки. В основе успешного функционирования личности лежит умение вносить изменения в собственную деятельность с учётом оценки себя при изменении внешних условий. Выбор конкретного занятия, эффективность деятельности, душевное состояние и пр. связаны с точностью самооценки.
Анализ источников, содержащих информацию об отечественных и зарубежных исследованиях, (К. А. Абульхановой-Славской, А. Г. Асмолова, Ш. А. Амонашвили, Б. Г. Ананьева, М. Н. Андреевой, Н. А. Батурина, Р. Бернс, Л. И. Божович, Л. В. Бороздиной, Л. С. Выготского, А. А. Деркач, У. Джеймса, А. В. Захаровой, А. И. Липкиной, А. Маслоу, К. Роджерса) позволяет отметить наличие разных подходов к операционализации понятия «самооценка». Вопросы, подвергнувшиеся исследованию, – структура и классификация самооценки, ее виды и формы, сущность взаимодействий между разными формами самооценки, а также возрастные аспекты формирования самооценки. В ходе изучения самооценки уже накоплен обширный эмпирический материал, который, однако, до сих пор полностью не систематизирован и не раскрывает досконально всех особенностей формирования и функционирования самооценки как единого образования, составляющие которого взаимодействуют между собой и с другими психическими образованиями довольно сложным образом; не установлены сензитивные этапы в формировании самооценки как системы, не определены пути ее направленного формирования. Также до сих пор мало, что известно о формировании и развитии самооценки у т. н. «особенных» детей или говоря научным языком у детей с ограниченными возможностями здоровья.
............
Глава 1. Теоретические аспекты изучения особенностей самооценки у детей старшго дошкольного возраста с ОВЗ
1.1. Понятие самооценки в психологической и педагогической науке и практике.
Самооценка один из главных элементов самосознания личности, определяющий направление и уровень активности индивида, особенности его отношения к миру, к людям, к самому себе.
Самооценка входит в множество связей и отношений с каждым из психических образований личности и детерминирует все формы и виды ее деятельности и общения.
Умение оценивать себя формируется в раннем детстве, а развитие и совершенствование идет непрерывно в течение всей жизни человека.
В психологической науке и практике самооценке уделено значительное внимание. Вопросами ее онтогенеза, структуры, функций, возможностей формирования занимались Л. И. Божович, И. С. Кон, М. И.Лисина, А. И. Липкина и другие ученые.
Самооценка понимается как личностное образование, которое принимает непосредственное участие в регуляции поведения и деятельности, будучи автономной характеристикой личности, ее центральным компонентом, формирующимся при активном участии самой личности и отражающим своеобразие внутреннего мира личности.
Самооценка служит стержнем самосознания, показателем индивидуального уровня его развития, его личностным аспектом, естественным образом включенным в процесс самопознания.
......