Выдержка из работы:
Введение
В современной философии фигура Ф. Ницше оказывается востребованной в исследованиях различных направлений. Это проявляется в изменении как философской интерпретации, так и в смещении акцентов при изучении его творчества.
В 1872 г. вышла первая значительная работа Ницше «Рождение трагедии из духа музыки», в которой идет речь о двух основах и силах человеческого духа. Первую олицетворяет греческий бог Дионис, праздники которого отличались беспредельным восторженным буйством толпы.Противоположное начало было представлено в пластических искусствах Греции, символом которых стал бог Аполлон. Здесь буйство сдерживалось гармонией, безграничности противостояла ясность форм, народной стихии - человеческая индивидуальность. Склоняясь в пользу Аполлона, греческая культура, по мнению Ницше, осуждала любую чрезмерность. Необузданные титаны в греческой мифологии были побеждены олимпийскими богами, которые покарали Прометея за чрезмерную любовь к людям, а царя Эдипа - за чрезмерные познания и действия во имя своего спасения.
Напряженное сочетание этих двух начал породило, согласно Ницше, греческую трагедию, в которой соединились холод и пламя, страх и радость, мысли и аффекты, народный хор и герой.
.........
1 Аполлоническое и дионисическое начало
Чтобы показать, в чем состоят различия «аполлонического» и необходимо обратиться к дионисического начал культуры, понятиям и принципам, образным выражением которых выступают боги Аполлон и Дионис.
Аполлон - выражение покоя и порядка, Дионис - его противоположность. Если первый - «полное чувство меры, самоограничение, свобода от диких порывов, мудрый покой бога-творца образов», то второй - избыток, нарушение всякой меры, безмерное, взрывчатое буйство. Аполлон воплощает принцип индивидуализма, он -великолепный божественный образ этого принципа, «в жестах и взорах которого с нами говорит вся великая радость и мудрость «иллюзии», вместе со всей ее красотой». Дионис символизирует ужас и восторг: «чудовищный ужас», охватывающий человека, усомнившегося в формах познания явлений, и «блаженный восторг, поднимающийся из недр человека и даже природы», когда нарушен принцип индивидуализма, «разбиты все неподвижные враждебные границы, установленные между людьми нуждой, произволом и «дерзкой модой».., каждый чувствует себя не только соединенным, примиренным, сплоченным со своим ближним, но единым с ним»[2].
......