Выдержка из работы:
Введение
Актуальность исследования заключается в том, что современная теория дошкольного воспитания и изменение требований к содержанию школьного образования предопределяют необходимость совершенствования развития школьника, как многоаспектного целостного процесса, важным направлением которого является речевое развитие. Стёртая дизартрия у детей школьного возраста является вполне распространённой, однако теоретического и эмпирического материала недостаточно на современном этапе развития науки. В структуре речевого дефекта у детей со стертой дизартрией ведущими нарушениями выступают нарушения формирования системы фонетических средств языка, использующихся для образования звуковой формы значимых единиц (О.А. Токарева,Р.И. Мартынова, Е.Ф. Соботович, Л.В. Лопатина, Е.Н. Винарская, А.М. Пулатов и другие).
Отметим, что стёртая дизартрия у детей оказывает негативное влияние на развитие лексического и морфологического, а также и семантического компонентов языковой способности. Проявления недоразвития речи детей школьного возраста в психолого-педагогическом аспекте глубоко и всесторонне изучены многими авторами. Проблема стёртой дизартрии у школьников в логопедической практике встречается достаточно часто, она затормаживает процесс речевого развития ребёнка, в связи с чем, и появляется необходимость разработки актуальных коррекционных программ, которые смогут повысить эффективность воздействия, а также создать условия для успешного обучения школьников.
.............
Глава 1. Современные аспекты изучения стёртой дизартрии у школьников, способы коррекции с применением здоровьесберегающих технологий
1.1 Понятие и основные подходы к изучению стёртой дизартрии
Дизартрия – это нарушение произношения, которое обуславливается недостаточным возбуждением речевого аппарата при поражениях заднелобных и подкорковых отделов мозга. Стоит отметить, что детям, независимо от возраста, обладающим дизартрией, требуется длительная и систематическая индивидуальная логопедическая помощь.
Первые упоминания клинической картины дизартрии, были в 1885 году А. Oppenheim H. Gutzmann. Также стоит отмечать вклад А. Куссауля, который в 1888 году отделил из группы звукопроизнасительных расстройств – лёгкую степень дизартрии как речевое нарушение. Автором, также впервые были отмечены факторы, влияющие на появление дизартрических нарушений речи, которые проявляются в форме неясности произношения разной степени выраженности [3, с. 121].
На сегодняшний день в литературе принято выделять две основных концепции в рассмотрении дизартрических нарушений. Первая концепция заключается в том, что изучает дизартрические расстройства с позиции неврологической. Данный аспект принимает во внимание патогенез клинических проявлений дизартрии, локализацию очага поражения, а также характер речевых нарушений в синдроме соответствующих двигательных расстройств. Вторая же концепция – лингвистическая, которая подразумевает фонематический анализ дизартрической речи на основе современной психолингвистики. Так, мы можем сказать, что в данном подходе акцентируется внимание на патогенетический анализ выявления лингвистических синдромов дизартрий, а не на клинику.
Основным нарушением в структуре симптомов дизартрии является нарушение произносительной стороны речи, то есть страдает звукопроизношение и просодика, также отмечаются и нарушения в моторной сфере. [4, с. 116].
..............