Выдержка из работы:
Введение
Актуальность исследования. В настоящее время перед школьным образованием стоит задача формирования человека с активной личностной позицией. Одним из важнейших показателей индивидуально-личностного развития человека является самооценка. Она обусловливает направление и характер взаимоотношений индивида с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Именно самооценка, по утверждению многих исследователей (И.С. Кон, Р. Бернс, А.И. Липкина, А. Маслоу и др.), существенным образом влияет на эффективность деятельности человека и степень выраженности стремления к личностному росту.
Самооценка личности длительное время остается довольно пластичной, что позволяет создать условия для ее изменения. Формирование адекватной самооценки непосредственно связано с проблемами воспитания, обучения и развития. Младший школьный возраст – это период осознания ребенком самого себя, мотивов, потребностей, поэтому особенно важно в этот период заложить основы для адекватной самооценки. Самооценка и ее влияние на успешность обучения детей младшего школьного возраста играет огромное значение в учебно-воспитательном процессе. Так как самооценка на данном возрастном этапе еще только формируется и поэтому в большей мере, чем у взрослого, поддается воздействию, изменению.
В психологии сущность и специфика самооценки раскрыты в трудах как отечественных, так и зарубежных психологов (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн, К. Роджерс, А.И. Липкина, Л.И. Божович, Е.Е. Кравцова и др.).
............
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты проблемы комплекса неполноценности у младших школьников
1.1. Понятие и виды самооценки
Самооценка является одним из важнейших показателей индивидуально-личностного развития человека. Она обусловливает направление и характер взаимоотношений индивида с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Именно самооценка, по утверждению многих исследователей (И.С. Кон, Р. Бернс, А.И. Липкина, А. Маслоу, и др.), существенным образом влияет на эффективность деятельности человека и степень выраженности стремления к личностному росту.
Часто самооценку рассматривают только как составляющую эмоционально – ценностного отношения к себе. Так, например, У. Джемс понимает самооценку как довольство или недовольство собой: «человек, поставленный в весьма неблагоприятные условия жизни, может пребывать в невозмутимом самодовольстве, а человек, который вызывает всеобщее уважение и успех которого в жизни обеспечен, может до конца испытывать недоверие к своим силам» [10, с. 115].
Человек для компенсации личностного дефицита, и, в частности, низкой самооценки стремится к власти как средству такой компенсации. Внимание З. Фрейда было приковано к развитию представлений человека о самом себе, степени развития и качеству самооценки и их воплощению в политическом поведении. «Я» - концепция, то есть осознание человеком кто он, имеет несколько аспектов. Наиболее существенные из них это – образ «Я», самооценка и социальная ориентация политического лидера. З. Фрейд считал, что наша самооценка может быть выражена как отношение наших достижений к нашим претензиям.
.........