Выдержка из работы:
Введение
Актуальность настоящего исследования обуславливается тем, что в настоящее время остро встает проблема нарушений письменной речи у младших школьников.
Данный факт является тревожным сигналом недостаточной готовности детей к школьному обучению.
По мнению учёных, эффективное обучение младших школьников во многом зависит от овладения ими письмом, которое является сложным многофункциональным психофизиологическим процессом (Л.C. Выготский, Е.В. Гурьянов, Г.А. Каше, Р.И. Лалаева, P.E. Левина, Е.А.Логинова, А.Р. Лурия, Л.Г. Парамонова, A.B.Семенович, Т.А. Фотекова, Г.В. Чиркина, Л.С. Цветкова и др.).
Одной из причин неуспеваемости детей в школе выступают специфические расстройства письма (Р.И.Лалаева, P.E.Левина, Л.Г.Парамонова и др.), например, такие, как дисграфия.
К сожалению, в последние годы отмечают то, что усложняется симптоматика и механизмы данного дефекта (Е.А.Логинова, Л.Г. Парамонова, A.B.Семенович, Г.В. Чиркина и др.)
Основной задачей логопеда является то, чтобы своевременно (главным образом, в начальных классах) выявить и преодолеть расстройства письменной речи, не допуская их перехода на следующие ступени обучения. Иначе, стойкие специфические ошибки письма будут сопровождать учащихся и в последующие годы (в явном или замаскированном виде), осложняя их учебно-познавательную деятельность.
.......
1. Этиология нарушений письменной речи
Анализ научно-литературных источниковдает возможность установить целый ряд предпосылок, которые способствуют появлению специфических ошибок письменной речи.
Нарушения чтения и письма нередко обуславливаются задержкой формирования определенных функциональных систем, которые важны для усвоения письменной речи, — в результате неблагоприятных факторов, воздействовавших в разные периоды развития ребенка. Помимоэтого, дислексия и дисграфияпоявляется при органических расстройствах речи (А.Р. Лурия, С.М. Блинков, С.С. Ляпидевский, М.Е.Хватцев).
Ряд исследователейподчеркивают наследственную предрасположенность к дисграфии, когда передается качественная незрелость отдельных мозговых структур, принимающих участие в организации письма.[22]
В отечественных литературных источниках широко представлена теория Р.Е.Левиной[13], определяющая нарушения чтения и письма как проявление системного нарушения речи, как отображение недоразвития устой речи во всех ее аспектах.
....