Содержание:
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование возможности применения изобразительной деятельности в системе воспитания и обучения глухих дошкольников 7
1.1Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с нарушением слуха 7
1.2Изобразительная деятельность в системе воспитания и обучения глухих дошкольников 12
Глава 2. Экспериментальное исследование возможности применения изобразительной деятельности в системе воспитания и обучения глухих дошкольников 20
2.1 Определение методов и проведение констатирующего
эксперимента 20
2.2 Методика воспитания и обучения глухих дошкольников средствами изобразительной деятельности 28
2.3Проведение контрольного эксперимента и анализ полученных результатов 34
Заключение 40
Список литературы 42
Приложения 45
Список литературы
1.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.
2.Боскис P.M. Глухие и слабослышащие дети. - М., 1963.
3.Венгер А.А. Обучение глухих дошкольников изобразительной деятельности. М., 1972.
4.Венгер А.А., Выготская Г.Л., Леонгрард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. -М.,1972
5.Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М.,1973.
6.Выготский Л.С. Собр. Соч.-Т.5-Основы дефектологии.- М.: Педагогика, 1983г
7. Головчиц Л.А. Игра в жизни детей с нарушениями слуха // Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л.П. Носковой. М., 1993
8.Дети с нарушениями развития: Хрестоматия / Сост. В.М.Астапов. – М., 1995.
9.Дети с проблемами в развитии. / Григорьева Л.П., Фильчикова Л.И., Алиева З.С. Под. ред. Л.П.Григорьевой. - М., 2002.
10.Дефектологический словарь / Гл. ред. А.И.Дьячков, 1970.
11.Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей./под. ред. Л.А. Головчиц. - М.:ОМИЦ «Граф-пресс», 2003.-160с.
12.Дошкольное воспитание аномальных детей. Книга для учителя и воспитателя./под редакцией Л. П. Носковой. М. «Просвещение», 1993г с.92-104.
13.Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка. - М.,2000. - 144с.
14.Джеральд Остер, Патриция Гоулд. Рисунок в психотерапии. Методическое пособие для слушателей курса «Психотерапия». М,,2001.
15.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребенок отстает в развитии. – М.: Медицина, 1993.
16.Зыков С.А. Обучение глухих детей языку по принципу формирования речевого общения. - М., 1961
17.Игра в жизни детей с нарушениями слуха // Дошкольное воспитание аномальных детей: Книга для учителя и воспитателя/ Под редакцией Л.П. Носковой. – М.: Просвещение, 1993. - стр. 92-104
18.Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / под ред. И.В.Жулаповой. – М.: Академия, 1999.
19.Коррекционная педагогика: Учебн. пособие / Под ред. Б.П.Пузанова. – М., 2001.
20.Корсунская Б.Д. Методика обучения глухих дошкольников речи. М.: Просвещение, 1969.
21.Комплект программно-методического обеспечения воспитания и обучения слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития в 3 частях. / Под. ред. Головчиц Л.А. - М., 2003.
22.Леонгард Э.И. Неслышащие дети в мире слышащих. // Особый ребенок: Исследования и опыт помощи. / Под. ред. А.А. Цыганок - М., 1998.
23Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. – 304 с.
24."Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию", под ред. Н.П.Сакулиной, Т.С.Комаровой; М., 1979 г.
25.Немов Р.С. Психология: Учебн. пособие дя студентов высш. пед. уч. заведений. В 3 кн.: Т. 1. – М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2000.
26.Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М.,1999. - 442с.
27.Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с. с.194-200
28.Основы специального обучения слабослышащих детей / Под ред. P.M. Боскис - М., 1968.
29.Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта / Под. ред. Л.П. Носковой. - М., 1984.
30.Петровский А.В. и др. Общая психология. - М.,1986. - 464с.
31.Программа воспитания и обучения слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития/под ред.Л.А. Головчиц. - М.: ОМИЦ «Граф-пресс», 2006.-128с.
32.Психология глухих детей / Под ред. И Т. Соловьева, Ж. И. Шиф, Т. В. Розановой, Н.В.Яшковой. — М , 1971.
33.Речицкая Е.Г., Пархалина Е.В. Готовность слабослышащих дошкольников к обучению в школе: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений.- М.: Гуманитар. изд.центр ВЛАДОС, 2003.-192с.
34.Рубинштейн С. Л.. Основы общей психологии. СПб., 1998.
35.Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. — М., 2000.
36.Синякин В. А., Нудельман Н. Н. Особенности психического раз¬вития глухого ребенка. — М., 1985г.56.
37.Тимохин В. П. Сурдопедагогика. — М., 1985г.
38.Тигранова Л.И. Умственное развитие слабослышащих детей. — М., 1978.
39.Шматко Н. Д., Пелымская Т. В. Если малыш не слышит: Книга
для воспитателей. — М., 1995
40. Саthy A. Malchiodi. Understanding Children`s Drawings. Ginilford Press, NY,1998
Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Изобразительная деятельность в системе воспитания и обучения глухих дошкольников
Введение
Актуальность. По сводным статистическим данным отечественных и зарубежных авторов за последние годы отмечается тенденция к увеличению числа детей с нарушениями слухового развития. Поэтому в настоящее время все более актуальной становится проблема медицинской, психолого-педагогической, социальной реабилитации и абилитации детей с нарушением слуха. К сожалению, проблемы образования и воспитания детей с нарушениями в развитии являются наименее исследуемой сферой педагогики и психологии.
В последнее время у детей стали чаще наблюдаться случаи врожденной глухоты, а также потеря слуха в раннем возрасте. По данным слухового скрининга (отбора), проведенного в родильных домах США, врожденные дефекты слуха встречаются у одного из ста новорожденных.
Полная или частичная потеря слуха у ребенка – единственный физический дефект, приводящий к снижению интеллекта и задержке умственного развития. Глухота резко уменьшает возможности ребенка воспринимать собственную речь и речь окружающих, таким детям тяжело научиться говорить. Проблема организации развития детей с нарушенным слухом в педагогической, дефектологической и психологической теории до сих пор не нашла своего однозначного и общепринятого решения, однако одним из важнейших дидактических условий решения этой задачи является специально разработанная система заданий, ориентированная на полноценное воспитание и обучение дошкольников.
Практика показывает, что у детей дошкольного возраста, имеющих нарушение слуха, отмечаются значительные трудности в овладении навыками речевых и коммуникативных функций. Полноценное развитие глухих детей является центральным звеном кор¬рекционно-педагогической работы, которая направлена на преодоление тяжелых вторичных нарушений, обусловлен¬ных снижением слуха. Эффективность проведения