Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Особенности эмоционального состояния старших дошкольников в социально-неблагополучных семьях
Введение
Актуальность исследования особенностей эмоционального состояния детей старшего дошкольного возраста из социально-неблагополучных семей обусловлена, в первую очередь, широким распространением семей данного типа в современной России как результат длительной политической, социально-экономической и культурной нестабильности. К такого рода семьям относятся как антисоциальные и асоциальные семьи, в которых члены семьи совершают противоправные действия, являются алкоголезависимыми или наркозависимыми, так и конфликтные семьи, для которых характерны постоянные ссоры, деструктивные отношения между членами семьи и т.д.
Среди целого ряда негативных последствий таких семей для их членов, особо стоит обратить внимание на эмоциональное состояние детей, воспитывающихся в социально-неблагополучных семьях. Дети-свидетели или жертвы асоциального поведения, психологического или физического насилия получают разной степени психологические травмы, причем эти травмы носят длительный и устойчивый характер, а возраст детей не позволяет им предпринять какие-либо адекватные меры по избеганию такого рода травм. Таким образом, существует острая потребность в изучении эмоционального состояния детей в социально-неблагополучных семьях и в разработке программ помощи и семьям, и детям.
.....
Заключение
С учетом актуальности проблемы широкого распространения социально-неблагополучных семей в современной России, нами было проведено исследование направленное на изучение особенностей эмоциональных состояний старших дошкольников из социально-неблагополучной семей.
На основе анализа литературы были сделаны следующие выводы.
Эмоциональные состояния представляют собой переживания человеком своего отношения к окружающей действительности и к самому себе в определенный момент времени (А.В.Петровский 36). Особым периодом для эмоционального развития личности является период дошкольного возраста. (И.В. Дубровина 42, Г.А.Кураев 27, В.С.Мухина 34, Е.П.Ильин 21).
Дошкольный возраст это период интенсивного психического развития, имеющий огромное значение для благополучия личности. В этот период активно развивается эмоциональная сфера ребенка: происходит формирование механизма эмоционального предвосхищения, эмоциональная сфера становится более стабильной и контролируемой самим ребенком, происходит усложнение эмоциональных состояний ребенка, совершенствуется способность к различению эмоций других людей, что обеспечивает социальное развитие (И.В. Дубровина 42, Г.А.Кураев 27, В.С.Мухина 34, Е.П.Ильин 21).
.....
Список литературы
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - М., 2003. – 286 с.
2. Антонов А.И. Социология семьи. - М., 2005. – 120 с.
3. Большая советская энциклопедия. – М., 1979, Т.16. – 324 с.
4. Большой психологический словарь.- 4-е изд., расширенное / Сост. и общ. ред. Б.Г.Мещеряков, В.П. Зинченко.- М.: АСТ: АСТ МОСКВА; СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009.- 811 с.
5. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. Курс лекций. СПб, 2001. – 100 с.
6. Возрастная и педагогическая психология//Под ред А В Петровского М., 1990. – 186 с.
7. Гаспарова Е. Эмоции ребенка раннего возраста в игре // Дошкольное воспитание. – 2001. - № 10. – с. 13
8. Головей Л. А, Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. СПб., 2001. – 374 с.
9. Головин С.Ю. Словарь практического психолога М., 2006. – 186 с.
10. Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними// Народное образование. 2002.№ 6
11. Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций. - Ростов на Дону, 2005. – 384 с.
12. Елизаров А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования. - М.: Издательство «Ось-89», 2003. - 336 с.
.....