Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Взаимосвязь мотивации достижения успеха и тревожности у лиц зрелого возраста женщин и мужчин ( 1-я глава)
Введение
Формирование мотивации является неотъемлемой частью личности человека. В переходные, кризисные периоды развития возникают новые мотивы, новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качества личности, характерные для предшествующего периода. Следовательно, мотивы, присущие данному возрасту выступают в качестве личностнообразующей системы и связаны с развитием самосознания, осознания положения собственного «Я» в системе общественных отношений.
Мотивированность зрелой личности проявляется в процессе его деятельности, взаимодействии с окружающим людьми и миром, в его стремлениях и планах на будущее, одним словом, в его поведении. Кроме того, в зрелом возрасте особую роль в мотивации достижений играет уровень тревожности, который способен ориентировать личность на достижение положительного или отрицательного результата.
Тревога представляет собой расплывчатый, длительный и смутный страх по поводу будущих событий. Она возникает в ситуациях, когда ещё нет реальной опасности для человека, но он ждет её, причём пока не представляет, как с ней справиться. Помимо этого тревога представляет собой комбинацию из нескольких эмоций — страха, печали, стыда и чувства вины.
По мнению ученых, Дж. Тейлор, Ч. Спилбергер и других установлено, что тревожность, как таковая, не является лишь негативной чертой личности, провоцирующей более частое по сравнению с нормой, переживание эмоции страха, а в определенных ситуациях даже может быть полезной для индивидуума и выполнения его социальных функций. Оказалось, что «высокотревожные» люди лучше справляются с выполнением не очень сложных логических заданий, а вот трудные задачи лучше решают «нетревожные» испытуемые. Таким образом, тревога несет в себе явно адаптивные функции, предупреждая о внешней или внутренней опасности,
Список литературы
1. Альдер Х. Самоучитель НЛП. – Воронеж: НПО МОДЭК, 2009. – 320с.
2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. – М.: Мысль, 2006. – 158с.
3. Бодров В.А. Нелинейная модель мотивационной сферы личности // Психологический журнал. 2005. Т. 22. № 2. С. 90-100.
4. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. - М.: Изд-во МГУ, 2006. - 288с.
5. Гордеева Т.О. Мотивация достижения: Теории, исследования, проблемы. - М.: Смысл, 2006. - 336с.
6. Данилова Н.Н., Крылова А. Л. Физиология высшей нервной деятельности. -Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 478с.
7. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. - М.: Изд-во МГУ, 2007.- 116с.
8. Иванова Е. Гендерные исследования в психологии. – СПб: Алетейя, 2001. - 345с.
9. Изард К. Э. Психология эмоций. - СПб: Питер, 2008. - 464с.
10. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб: Питер, 2006. - 512с.
11. Клименко И.Ф. К проблеме формирования ценностных ориентаций и социальной активности человека. - М.: АСТ, 2005 – 123с.
12. Конюхов Н.И. Словарь-справочник практического психолога. - Воронеж: МОДЭК, 2006. - 224с.
13. Кузьмин Т.А. Теоретические и методические проблемы исследования уровня притязаний личности // Российский научный журнал. 2008. №4. С. 120-126.
14. Макклелланд Д. Мотивация человека. - СПб: Питер, 2007. - 615с.
15. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб: Питер, 2009. – 345с.
16. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего. - М.: Смысл, 2004. – 400с.
17. Рощин С.Ю. Женщины в сфере занятости и на рынке труда в российской экономике (эмпирические исследования гендерных различий трудового поведения на основе данных РМЭЗ) // Гендер и экономика: мировой опыт и экспертиза российской практики. - М.: ИСПЭН РАН-МЦГИ, «Русская панорама», 2002. С. 212-234.
18. Степанский В.Н. Влияние мотивации достижения успеха и избегания неудачи на регуляцию деятельности // Вопросы психологии. 1981. № 6. С. 59-74.
19. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. - СПб: Питер, 2008. - 860с.
20. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. - М.: КСП+, 2007. – 368c.
21. Якуб А. С. Связь тревожности c мотивацией достижения успеха и избегания неудач (женский аспект проблемы) // Молодой ученый. 2011. №9. С. 174-180.