Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Особенности сформированности произвольного внимания учащихся 2-х и 4-х классов
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы: Никакой другой психический процесс не упоминается так часто в повседневной жизни и вместе с тем с таким трудом не находит себе места в научных концепциях, как внимание. В житейской психологии вниманием часто объясняются успехи в учебе и работе, а невниманием — ошибки, промахи и неудачи. Однако в психологической науке проблема внимания стоит несколько особняком, и у исследователей возникают значительные трудности в трактовке этого понятия и тех феноменов, которые за ним стоят.
Такое положение обусловлено двумя крайне важными фактами.
• Во-первых, многими авторами подчеркивается «несамостоятельность» внимания как психического процесса. И для самого субъекта, и для стороннего наблюдателя оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности, следовательно, только как сторона или свойство этой деятельности.
• Во-вторых, внимание не имеет своего отдельного, специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется. Между тем именно наличие характерного продукта служит равным доказательством соответствующей функции. В связи с этим в некоторых теоретических подходах отрицается специфика внимания и единая сущность его проявлений,— внимание рассматривается как побочный продукт и характеристика других процессов.
Человек перерабатывает не всю информацию, поступающую из внешнего мира, и реагирует не на все воздействия. Среди многообразия стимулов им отбираются лишь те, которые связаны с его потребностями и интересами, ожиданиями и отношениями, целями и задачами — так, например, громкие звуки и яркие вспышки привлекают внимание не из-за их повышенной интенсивности, но потому, что такая реакция отвечает потребности живого существа в безопасности. В связи с тем, что внимание сосредоточивается лишь на определенных объектах и лишь на выполнении определенных задач, место внимания в той или иной психологической концепции зависит от того, какое значение придается активности субъекта психической деятельности.
Важнейшей характеристикой и условием развития ученика как субъекта учебной деятельности, безусловно, является развитие у него произвольного внимания. Известно, что в процессе любой учебной деятельности от ребёнка постоянно требуется внимание, дающее ему возможность хорошо воспринять, запомнить, осмыслить материал, действовать в соответствии с указаниями учителя, причём те или иные компоненты деятельности могут и не вызывать непосредственного интереса, но при этом требовать самоорганизации, затраты волевых усилий. В связи с этим большую актуальность приобретает проблема формирования способности школьника управлять своим вниманием в процессе учебной деятельности.
Проблема формирования и управления вниманием школьника решается целостно: формирование способности учащегося управлять своим вниманием не может не опираться на активизацию мотивационных состояний (любознательность, интерес, познавательная потребность), интеллектуальных процессов (усвоение знаний, воображение) и на волевые качества (целеустремлённость, устойчивость).
Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью особенностей сформированности произвольного внимания учащихся 2-х и 4-х классов во взаимосвязи с учебной деятельностью и в аспекте рассмотрения динамики развития произвольного внимания учащихся младшей школы.
Цель исследования: изучить и сравнить уровень сформированности произвольного внимания учащихся 2-х и 4-х классов.
Объект исследования: произвольное внимание детей младшего школьного возраста, учащихся 2-х и 4-х классов.
Предмет исследования: особенности внимания учащиеся 2-х и 4-х классов, способности младшего школьника управлять своим вниманием в единстве с развитием сфер его индивидуальности.
Основные задачи исследования:
1. Определить значение и сущность внимания, его физиологические и психологические основы.
2. Проанализировать процесс развития и формирования внимания.
3. Определить развитие устойчивости и объема внимания учащихся 2-х и 4-х классов;
4. Проследить динамику изменения уровня произвольного внимания в процессе экспериментальной работы.
5.Выявить, как уровень развития внимания связан с учебной деятельностью.
В основу исследования положена гипотеза: развитие устойчивости и концентрации произвольного внимания у младших школьников в значительной мере детерминировано спецификой их формирования как субъектов учебной деятельности:
- существуют различия в показателях развития произвольного внимания учеников 2 и 4 класса;
- ученики четвертого класса имеют более развитую способность концентрировать внимание и скорость выполнения заданий.
Теоретической основой исследования являются положения о внимании детей и взрослых (Т. Рибо, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин, П.В. Копнин); теории развития внимания (А.Н. Леонтьев, Л.С. Рубинштейн, Ф.Н. Гоноблин); теории развития внимания младших школьников (В.В. Давыдов, Н.А. Менчинская, Ж. Пиаже, Н.Ф.Талызина); положения об экспериментальных исследованиях внимания (Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л., Осипова А.А., Малашинская Л.И.), теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин), теории развивающего обучения (В.В. Давыдов, Л.В. Занков).
Методы исследования:
1.Устойчивость, концентрация внимания - «Корректурная проба» Бурдона в модификации Рудика (буквенный);
2.Устойчивость, распределение и переключение внимания - кольца Ландольта.
База исследования: МОУ СОШ№….. г. ……
В исследовании принимали участие учащиеся младших классов данной школы, ученики 2 класса (22 человека) и 4 классов (27 человек).
Практическая значимость: вытекает из актуальных задач исследования возрастной изменчивости внимания у детей младшего школьного возраста. Проведенное исследование дало возможность апробировать ряд методик по выявлению уровня развития произвольного внимания у учащихся младших классов.
Нами были подобраны методы формирования внимания детей младшего школьного возраста. Полученные в ходе практического исследования результаты и теоретические материалы могут быть использованы для повышения эффективности работы с детьми разного возраста младшей школы, с учетом сформированности произвольного внимания, в процессе обучения специалистов по работе с детьми дошкольного возраста, на этапе обучения в педагогических ВУЗах и в процессе повышения квалификации педагогов.
Структура дипломной работы: дипломная работа состоит из введения, 3 глав, заключение, списка литературы и приложений. Работа иллюстрируется таблицами и диаграммами.
Общий объем работы составляет 93 страницы.
Итак, подводя итоги проведенного теоретического анализа научной литературы, можно отметить, что:
1. младший школьный возраст очень сензитивен для развития произвольного внимания. Это происходит, если учитель ставит цель перед учащимися сосредоточиться, на задании. У младших школьников произвольное внимание неустойчиво, велика рассеянность, плохо развито переключение. Однако при соблюдении учителем ряда условий в учебной деятельности все эти недостатки можно исправить.
2.Внимание первоклассника неустойчиво, отличается частым непроизвольным перемещением с одного объекта на другой. Первокласснику трудно распределить внимание. Если он увлекся учебной работой, то одновременно контролировать свое поведение часто не в состоянии и поэтому разговаривает вслух, вскакивает с места, отвечает без вызова учителя, принимает неправильные и некрасивые позы. Возрастная особенность внимания первоклассника - сравнительная слабость произвольного внимания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в заключении можно отметить, что внимание - это избирательную направленность сознания на выполнение определенной работы, которая тесно взаимосвязана со всеми психическими процессами. Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности.
Сущность внимания проявляется, прежде всего, в отборе значимых, соответствующих потребностям воздействий и игнорировании других – несущественных, побочных воздействий. Наряду с функцией отбора выделяется функция удержания данной деятельности (сохранение в сознании образов, определенного предметного содержания) до тех пор, пока не завершится акт поведения, познавательная деятельность, пока не будет достигнута цель. Свойства внимания – объем, сосредоточенность (концентрация), распределяемость, устойчивость, колебание, переключаемость.
Объем внимания измеряется тем количеством объектов, которые воспринимаются одновременно. Объединенные по смыслу объекты воспринимаются в большем количестве, чем не объединенные. У взрослого человека объем внимания равен 6-8 объектам. Концентрация внимания есть степень сосредоточения сознания на объекте- чем меньше круг объектов внимания, тем меньше участок воспринимаемой формы, тем концентрированнее внимание. Распределение внимания - умение одновременно выполнять несколько действий или вести наблюдение за несколькими процессами, объектами. Устойчивость внимания – общая направленность внимания в процессе деятельности. На устойчивость внимания значительное влияние оказывает интерес - однообразные действия снижают устойчивость внимания. Свойством, противоположным устойчивости, является отвлекаемость, которая выражается в колебаниях внимания, представляющие собой периодические ослабления внимания к конкретному объекту или деятельности.
Мы смогли выяснить, что выделяют следующие виды внимания:
1.Непроизвольное внимание – само собой возникающее внимание, вызванное действием сильного, значимого или неожиданного раздражителя. Это сосредоточение на объекте в силу каких-то его особенностей.
2.Произвольное внимание – это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте. Человек сосредотачивается не на том, что для него интересно, а на том, что должен делать. Произвольно сосредотачиваясь на объекте, человек прилагает волевое усилие, которое поддерживает внимание в течение всего процесса деятельности.
3.Послепроизвольное внимание – вызывается через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес, в результате длительное время сохраняется целенаправленность, снимается напряжение. Человек не устает, хотя послепроизвольное внимание может длиться часами.
В ходе проведенного теоретического анализа научной литературы было отмечено, что развитие внимания ребенка начинается уже с раннего возраста. В 5-6 лет возникает элементарная форма произвольного внимания под влиянием самоинструкции. Внимание наиболее устойчиво в активной деятельности, в играх, манипуляции предметами, при выполнении различных действий; в 7-летнем возрасте развивается и совершенствуется внимание, включая волевое; в старшем дошкольном возрасте происходят следующие изменения: расширяется объем внимания; возрастает устойчивость внимания; формируется произвольное внимание. Внимание у младших школьников, несмотря на его произвольный характер, сформировано не полностью в силу физиологических особенностей развития нервной системы ребенка, что определило необходимость проведение экспериментальное исследование внимания детей младшего школьного возраста.
Для изучения внимания дошкольников были отобраны и применены методики: устойчивость, концентрация внимания - «Корректурная проба» Бурдона в модификации Рудика (буквенный); устойчивость, распределение и переключение внимания - кольца Ландольта.
- по методике Бурдона имеются значимые различия в уровне развития концентрации внимания между учащимися 2 и 4 классов. У учащихся 4 класса концентрация внимания выше, чем у второклассников (p<0,01).
- по методике Ландольта значимых различий в уровне развития концентрации внимания между учащимися второго и четвертого классов нет;
- выявлены значимые различия в темповых характеристиках внимания между учащимися второго и четвертого классов. Ученики 4 класса выполняли задания в более быстром темпе, чем дети второго класса (p<0,01).
- при соотнесении свойств внимания с успеваемостью, нами была выявлена прямая взаимосвязь между концентрацией внимания и успеваемостью лишь у учащихся второго класса по методике Ландольта. Относительно темповых характеристик ни у учащихся 2-го, ни у детей 4-го класса взаимосвязи с успеваемостью обнаружено не было. У четвероклассников не выявлено достоверной связи между успеваемостью и исследованными характеристиками внимания.
Тем самым, гипотеза исследования о том, что развитие устойчивости и концентрации произвольного внимания у младших школьников в значительной мере детерминировано спецификой их формирования как субъектов учебной деятельности частично подтвердилась: действительно, было отмечено, что существуют различия в показателях развития произвольного внимания учеников 2 и 4 класса - ученики четвертого класса действительно имеют более развитую способность концентрировать внимание и скорость выполнения заданий. Однако гипотеза о взаимосвязи успеваемости и сформированности внимания подтвердилась частично - выявлена прямая взаимосвязь между концентрацией внимания и успеваемостью лишь у учащихся второго класса по методике Ландольта.
Таким образом, задачи, поставленные в работе, успешно решены, цель исследования была достигнута, гипотеза частично доказана. Считаем данное исследование в рамках дипломной работы – завершенным.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андрущенко Т. Ю., Карабекова Н. В. Коррекционные и развивающие игры для младших школьников: Уч. – метод. пособие для школьных психологов. – Волгоград: Перемена, 1993. – 60 с.
2. Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. -М.: Издательство «Ось – 89», 1998. 224с.
3. Бабаева Т.И. У школьного порога. – М.: Просвещение, 1993 – с.58-61.
4. Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения [Текст] / Ю.К.Бабанский. – М.: Педагогика, 1977. – 252с.
5. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. М.: Роспед агенство 1994. с.14-17 (тест Бурдона)
6. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб., 2001
7. Венгер, Л.А. Психология [Текст] / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1988. – 336с.
8. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М.:, 1998. С. 36.
9. Выготский Л.С. История развития высших психологических функций // Собр. соч.: В 6 т. М., 1983 г. Т. 3. С. 5-328.
10. Гальперин П.Я. К проблеме внимания // Докл. Апн РСФСР. 1958 г. № 3. С. 33-38.
11. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. М., 1974.
12. Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии: Информ.- метод. пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 276 с.
13. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М.: Изд-во МГУ, 1988.
14. Гоноблин Ф.Н. Внимание и его воспитание. – М.,1972.
15. Джеймс У. Внимание: Хрестоматия по вниманию. М., 1976. С. 50-103.
16. Добрынин Н. Ф. Произвольное и непроизвольное внимание. /Ученые записки МГПИ им. В. И. Ленина. - М., 1958.
17. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей: Пер. с англ. / Под ред. В.И. Лубовского, - М.: Педагогика, 1985.-192с.
18. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М.,Флинта, 2002 – 371с.
19. Ефимкина Р.П. Детская психология. - Новосибирск, 1995.
20. Зяблицева М. А. Развитие памяти и воображения у детей. Игры и упражнения / М. А. Зяблицева. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 189 с.
21. Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Л. А. Карпенко; под общ ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – 2 изд., расш., испр. и доп. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1999 – 512 с.
22. Кузнецова, Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника: Кн. Для учителя [Текст] / Л.В. Кузнецова. – М.: Просвещение, 1988. – 224с.
23. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.И. Возрастная психология. Полный цикл развития человека. - М.,2001.
24. Левитина С.С. Можно ли управлять вниманием школьника? – М.1980.
25. Леонтьев А. Н. Умственное развитие ребенка. - М., 1950.
26. Лурия А. Р. Внимание и память. - М., 1975.
27. Максимова, В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения [Текст] / В.Н. Максимова. – М.: Просвещение, 1994. – 142с.
28. Матюгин И. Ю., Аскоченская Т. Ю., Бонк И. А. Как развивать внимание и память вашего ребенка. Книга для детей и их родителей. – М., «Эйдос», - 1993. – 114 с.
29. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 6-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 456 с.
30. Немов Р. С. Психология: В 2 тт. - М., Просвещение, 1995.
31. Орлов, Ю.М. Внимание и воля (лекции по психологии) [Текст] / Ю.М. Орлов. – М.: Слайдинг, 2006.-14с.
32. Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания. Программа для детей 5-9 лет. М., 2001.
33. Панфилова М.А. Игротерапия общения / Методическое пособие для воспитателей и методистов дошкольных учреждений/ Под научной редакцией В.М. Аспапова, канд. психол. наук, доцента. М.: О-во “Знание” России, М.,1995- с.13.
34. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 512 с.
35. Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
36. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / В. Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Гербачевский и др.// Под общей ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. – СПб: Издательство «Питер», 2000.- 560 с.
37. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В.Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова, Т.В. Вохмянина; Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Издательский центр "Академия", 1998. - 160 с.
38. Рибо Т Психология внимания // Хрестоматия по вниманию — М , 1976 С. 71-72
39. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: Владос, 1996.
40. Рубинштейн С. Л. Внимание и его воспитание. - М., 1972.
41. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. – Т.1. – М., 1989.
42. Рунова М. Дифференцированные игры-упражнения // Дошкольное воспитание, 1996, № 1 - с.20.
43. Самоукина Н. В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М.: Новая школа, 1995. – 144 с.
44. Симановский А.Э. Развитие общеучебных умений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Ярославль, 1992. – с.1-1
45. Скаткин, М.Н. Совершенствование процесса обучения. Проблемы и суждения [Текст] / М.Н. Скаткин. – М.: Педагогика, 1971. – 206с.
46. Столяренко Л. Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону, 2003.
47. Узнадзе Д. Н. Установка у человека // Хрестоматия по вниманию.— М., 1976.—С 266.
48. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Помоги принцу найти Золушку: Кн. для воспитателей детского сада и родителей.- М.: Просвещение, 1994. – с.- 12, 67-85.
49. Хрестоматия по вниманию / Под ред. Леонтьева А. Н. - М., МГУ, 1979.
50. Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1997.
51. Шмаков С.А., Безбородова Н.Я. От игры к самовоспитанию: Сборник игр-коррекций. – М.: Новая школа, 1995. с.9-18.
52. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М, 2005