Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Совершенствование систем регионального развития в РФ на примере Самарской области
Введение
Актуальность темы исследования определяется тем, что в современных условиях продолжается поиск эффективных инструментов управления, позволяющих обеспечить комплексную социально-экономическую стабильность регионов и способствующих созданию условий для их устойчивого развития в длительной перспективе. Инструменты регионального развития в этой связи целесообразно рассматривать в качестве аппарата, который нацелен на решение проблем развития регионов России. Данные инструменты включают в себя комплекс правовых, организационных и финансовых мер, предпринимаемых федеральным центром, субъектами Российской Федерации с целью качественного улучшения жизни населения региона. Эксперты отмечают, эффективность используемых инструментов зависит от характера проблем, которые решаются с помощью данных инструментов и реальной ситуации в регионе. При этом для отечественного опыта характерна определённая бессистемность в выборе необходимых инструментов в области регионального развития. Подобными инструментами могут являться, например, приоритетные национальные проекты, получившие распространение в отечественной региональной практике в последние годы, которые направлены на закрепление конституционного положения о социальности Российского государства на всей его территории.
Вместе с тем они реализуются на всей территории России без учёта специфики социальных проблем и уровня социального развития конкретного региона. Этот пример доказывает необходимость учета региональной специфики в разработке инструментов регионального развития, так как это определяет успех принятых мер.
В числе отечественных ученых, исследующих проблемы региональной экономики, регулирования экономических систем с целью вывода регионального хозяйственного комплекса на траекторию устойчивого развития, необходимо отметитьтруды О.В. Голосова, А.Г. Гранберга, И.Н. Дрогобыцкого, А.П. Егоршина, Т.В. Игнатову, О.В. Лаптева, В.Н. Овчинникова и др. При этом проблемы социального развития регионов нуждаются в дальнейших исследованиях.
Проблемам формирования и реализации стратегий регионального социально-экономического развития посвящены труды И.В. Бойко, В.Г. Глушковой, С.В. Дорошенко, А.Н. Кузнецова, О.Ю. Мамедова, Ю.А. Симагина, и др. В то же время специфика применения инструментов Регионального развития с учетом, специфики региона, в условиях повышения устойчивости национального хозяйства, радикальных социально-экономических и политических трансформаций в регионах в работах этих авторов исследована недостаточно.
Эти обстоятельства, относительная неразработанность и дискуссионность данной проблемы предопределили выбор темы работы, цели и задач, исследования.
Целью работы является изучение региональных подходов к совершенствованию социально-экономического развития региона (на примере Самарской области).
В работе решались следующие задачи:
- раскрыть сущность регионального развития регионов РФ;
- выявить особенности социально-экономического развития Самарской области;
- проанализировать систему управления и основные индикаторы социально-экономического развития Самарской области;
- выявить проблемы современного развития Самарской области;
- определить перспективы развития Самарской области, учитывая специфику региона и направленность региональных инструментов развития.
Объектом исследования являются Самарская область, как целостная региональная система.
Предметом исследования выступают государственные инструменты социально-экономического развития Самарской области.
В работе использовались общенаучные методы исследования – системный подход, логический и сравнительный анализ, статистический анализ, синтез и систематизации. Также использовались методы группировок, сценарное прогнозирование, экспертных оценок.
Информационной базой исследования послужили нормативно-правовые документы федерального уровня и регионального (Самарская область), официальные данные Федеральной службы государственной статистики РФ, Территориальной службы государственной статистики по Самарской области, Министерства экономического развития РФ, Министерства регионального развития РФ, Администрации и Министерств Самарской области. Использовались современные периодические издания и актуальные материалы электронных СМИ.
Научная новизна диплома состоит в следующем:
• проведен анализ ключевых индикаторов социально-экономического развития Самарской области;
• проанализирован прогноз изменения ряда социально-экономических показателей Самарской области в долгосрочной перспективе.
• определены проблемы развития региона в долгосрочной перспективе и предложены направления корректировки Стратегии развития региона, с учетом выявленных проблем.
Практическая значимость исследования. Полученные в дипломной работе результаты ориентированы на широкое использование в практической деятельности федеральных и региональных органов власти в процессе формирования и использования инструментов стратегического планирования соответствующих уровней.
В Самарской области проявляется высокий уровень социальной напряженности в области. Эксперты отмечают в Самарской области "фрагментированность" исполнительной власти. Костяк команды губернатора Владимира Артякова, который в прошлом занимал пост президента "АвтоВАЗа" и работал на различных должностях ГК "Ростехнологии", по данным ИРИ, "ориентирован на несколько политических центров". «В таких условиях ограничено влияние губернатора на экономическую политику и принятие взвешенных управленческих решений» .
Власти Самарской области в числе главных проблем региона видят слабую инвестиционную и инновационную активность в области.
Среди проблем, требующих программного решения на областном уровне, целесообразно выделить следующие:
- наличие разрывов в инновационном цикле и в переходе от фундаментальных исследований через научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы к коммерческим технологиям;
- отсутствие проектов, готовность которых достаточна для осуществления инвестирования в их реализацию;
- рост технологической отсталости основных отраслей экономики региона;
Заключение
В данной работе, проведено исследование динамики социально-экономического развития Самарской области и факторов определяющих современный уровень развития региона.
В теоретической части работы было показано, что условием эффективного функционирования регионального хозяйства является обеспечение целостности воспроизводственного процесса региона в сложной системе макроэкономических и международных рыночных отношений. При этом важно наиболее полно использовать имеющийся социально-экономический потенциал региона, реализуя синергетический эффект от интеграции всех его слагаемых в системе общественного национального и международного разделения труда.
Под региональным развитием в работе понимался особый режим функционирования региональной системы, который нацелен на прогресс основных параметров развития региона. В работе был сделан вывод, что экономическое благосостояние российских регионов определяется не только наличием исходных преимуществ (географическое положение, наличие природных ископаемых и др.), но и качеством управления их социально-экономическим развитием.
Региональное развитие регулируется на трех уровнях - федеральном (межрегиональном), региональном (субъектов Федерации) и местном (муниципальном), причем последние два уровня играют главную роль.
В практике регулирования обычно различные методы - административные и экономические, прямые и косвенные - сочетаются в зависимости от объекта, цели и задач регулирования, а также полномочий органов управления и специализации территорий. Комплексный, комбинированный характер регулирования относится ко всем его функциональным направлениям.
Самарская область является одним из ключевых регионов Поволжского ФО. Регионы ПФО обладают диверсифицированной структурой экономики с сопоставимым вкладом добывающей промышленности, машиностроения и нефтехимической промышленности, высокой ролью агропромышленного комплекса, биотехнологий и фармацевтики, строительства и промышленности строительных материалов, транспорта и энергетики.
Материальной основой их развития служат, прежде всего, минерально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, сельскохозяйственное сырье, рыбные богатства Каспия и Волги. Важной предпосылкой является выгодное транспортно-географическое положение района. Вместе с тем в сырьевом балансе района важная роль принадлежит ввозимым металлам и материалам лесной и деревообрабатывающей промышленности.
Анализ системы управления Самарской областью показал, что там сложилась стандартная схема управления регионом, где выстроена четкая вертикаль власти от Губернатора до сотрудников Министерства и муниципальных органов управления. Проблемным вопросом остается совершенствование управления муниципальными образования, что является общероссийской проблемой. В Самарской области она решается за счет совершенствования региональных законодательных актов, нормативов, проведение регулярного мониторинга работы МО.
Анализ важных для региона социально-экономических показателей, показал, что в до финансового кризиса (2009г) период, отмечалась устойчивая положительная динамика по основным индикаторам. В тоже время, многие показатели Самарской области были ниже общероссийских. В период кризиса социально-экономическая ситуация в регионе заметно ухудшилась (среднее падение показателей составило 30-20%). Посткризисное восстановление социально-экономического положения региона было быстрым и отличалось противоречивой динамикой. В целом, нельзя говорить о стабилизации и устойчивости социально-экономической ситуации в регионе.
Сравнение социально-экономических индикаторов развития ПФО и Самарской области показало, что область занимает средние позиции. Положение области имеет тенденцию к ухудшению. Важнейшие для региона индикаторы состояния промышленного производства в Самарской области хуже, чем средние по ПФО. Динамика многих показателей для Самарской области отстает от средних по ПФО, что грозит региону еще больше отстать от регионов лидеров ПФО. Сравнение социально-экономических показателей Самарской области с ПФО указывает на наличие проблем в развитии региона, которые требуют оперативного и грамотного решения. Самарская область очень сильно пострадала от мирового кризиса. Внешние проблемы, были наложены на внутренние, связанные с неэффективным управлением, что многократно усугубило ситуацию. В результате область из регионов «доноров» стала дотационным регионом. Проблемной остается ситуация на крупнейших машиностроительных предприятиях области, где не удается повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции. В результате область стремительно теряет позиции как в РФ, так и в ПФО.
Прогнозирование демографических показателей показывает, что до 2025 года определены ключевые показатели, такие как: численность населения, численность населения в трудоспособном возрасте, численность населения старше трудоспособного возраста, коэффициент демографической нагрузки, суммарный коэффициент рождаемости. В результате было получено, что численность населения области к 2025 году незначительно сократится, более значительное сокращение параметра произойдет для показателя численность населения в трудоспособном возрасте. Резко вырастит коэффициент демографической нагрузки. Демографические прогнозы обязательно необходимо учитывать разрабатывая стратегию развития области, так как полученные прогнозы демографической ситуации указывают на необходимость в будущем больших социальных расходов, изменения схемы формирования доходной и расходной части бюджета, необходимости поиска дополнительных трудовых ресурсов или перехода экономии региона на доминирование нетрудоемких производств.
Среди экономических прогнозов в анализе использованы показатели: ВРП, ВРП на человека, темпы роста ВРП, объемы промышленного и сельскохозяйственного производства, объемы инвестиций в сопоставимых ценах с 2010 годом. Прогнозирование показало, что показатели роста промышленного и сельскохозяйственного производства несопоставимы с прогнозами рота ВРП. Это можно объяснить, действием ограничивающих факторов – демографического, инфраструктурного и финансового.
Факторами, сдерживающими развитие Самарской области можно признать:
• значительное антропогенное воздействие на окружающую природную среду, наличие на территории области зон чрезвычайной экологической ситуации;
• сокращение численности населения;
• деформированная возрастная структура населения с преобладанием доли пенсионеров над долей населения младших возрастов, “старение” населения;
• гендерная диспропорция;
• дефицит кадров по отдельным специальностям и профессиям;
• высокий уровень имущественного расслоения населения, достаточно высокий уровень бедности;
• сравнительно высокий уровень заболеваемости населения, особенно по новообразованиям, заболеваниям органов дыхания и пищеварения, СПИДу, наркомании, врожденным аномалиям и др.;
• зависимость региона от состояния автомобильной промышленности;
• зависимость от политики крупных финансово-промышленных компаний;
• высокая степень износа основных фондов;
• недостаточная плотность и качество автомобильных дорог;
• отсутствие мостового перехода через реку Волгу (автомобильное движение через реку Волгу осуществляется по плотине Жигулевской ГЭС, что не отвечает техническим характеристикам и нормативным требованиям безопасности движения);
• отсутствие транспортно-логистических объектов, соответствующих мировым стандартам.
В качестве отраслей, на которые следует сделать ставку в стратегии развития региона можно назвать следующие:
• Автомобильный кластер
• авиационно-космический кластер
• нефтедобывающий кластер
• химический кластер
• производство энергии
• агроиндустриальлный кластер
• транспортно-логистический кластер
• туристско-рекреационный
• кластер информационных технологий.
• Эти отрасли требуют особого внимания со стороны государства. Власти области ведут активную работу по совершенствованию инновационной и инвестиционной политики в регионе, что в перспективе может оказать положительный эффект на ее развитие.
Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации // Российская газета от 25 декабря 1993, поправки к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г.
2. О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации. Федеральный закон 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ. // Российская газета – 1995. – № 143.
3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р - http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/strategicPlanning/concept/indexdocs
4. Основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020-2020 годов. Приложение к Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. Минэкономразвития России. М. 2008. 337 с.
5. Закон Самарской области "О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной Закон) Самарской области и признании утратившими силу отдельных законов Самарской области" № 139-ГД от 26.12.2003
6. Областная целевая программа развития инновационной деятельности в Самарской области на 2009-2015 годы. Утверждена постановлением Правительства Самарской области от 27.03.2009 № 187.
7. Постановление Правительства Самарской области от 27 марта 2009 года №184. Об утверждении областной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Самарской области» на 2009 - 2012 годы (с изменениями на 24 июня 2011 года).
8. Постановление Правительства Самарской области «Об утверждении областной целевой программы "Развитие туристско-рекреационного кластера в Самарской области" на 2011 - 2014 годы» (в ред. Постановлений Правительства Самарской области от 29.09.2011 N 472, от 27.10.2011 N 643)
9. Распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. N 165-р О Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 г.
10. Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года, одобренна постановлением Правительства Самарской области от 09.10.2006 N 129
11. Устав Самарской области, ст. 95. Режим доступа - http://old.samregion.ru/content/17/502/10720
Монографии и учебная литература
12. Бобылев С.Н. Индикаторы устойчивого развития: региональное измерение. Пособие по региональной экологической политике. – М.: Акрополь, ЦЭПР, 2007.
13. Национальная экономика / под ред. В.И. Кушлина. – М. : Изд-во РАГС, 2010.
14. Региональная экономика: Учебник / Под ред. В.И. Видяпина и М.В. Степанова. - М.: ИНФРА-М, 2009.666с.
15. Рейтинг социально-экономического положения регионов РФ. Итоги 2010 год. Центр экономических исследований «РИА –Аналитика». М.: «РИА – Новости». 2011 . 46 с.
16. Чайникова, Л.Н. Формирование системы управления стратегической конкурентоспособностью региона : монография / Л.Н. Чайникова. – Тамбов : Изд-во ГОУ ВПО ТГТУ, 2010. – 264 с
Научные статьи
17. Андреева Л.Н. Направления региональной политики в регионах различного типа // Экономика и социальные перемены: факты, тенденции, прогнозы. № 4. 2011. С. 7-14
18. Будущее губернии создается сегодня // Журнал «Бюджет», 15.09.2011
19. "Владимир Артяков: "Наш регион должен стать одним из лидеров инновационного роста" // «Самарское обозрение», 20.09.2010, № 65 (961)
20. Кузнецов В.В. Экономические модели социально-экономического развития региона // Успехи современного естествознания. – 2008. – № 7 – С. 122-125
21. Задел под качественные перемены // "Эксперт" №37 (770), 19.09.2011
22. Линейцева Л. Н. Интегральная оценка уровня социально-экономического развития регионов // Вестник Тюменского государственного университета, 2011. № 7. С. 42-44.
23. Новикова Н.В. Ходус В.В. Типология как метод исследования социально-экономического развития регионов // Известия Уральского государственного экономического университета, 2009. Т. 23. № 1. С. 52
24. Поляков А. Г. Оценка качества социально-экономического пространства региона // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 6 (221).Экономика. Вып. 31. С. 59–65.
25. Пчелинцев О.С. Проблемы региональной инфраструктуры как источник экономических и социальных угроз / О.С. Пчелинцев // Проблемы прогнозирования, 2006, №6. С. 26-27
26. Савельева С.Б., Савельев А.Н. Сущность стратегического планирования развития региональных хозяйственных систем // Вестник МГТУ, том 11, №2, 2008 г. стр.298
27. Сеньков В.И., Сенькова Н.В. Модели регионального развития и структуры региональных инновационных систем // «Региональная экономика: теория и практика». № 5(140) - 2010
28. Скуфьина Т.П. Региональное развитие России в контексте глобальных процессов // Пространственная экономика. №4. 2010. С. 28
29. Смирнов В. В.Региональное развитие эффективное социально-экономическое развитие региона: оценка и обеспечение // Проблемы теории и практики управления, 2008. - №9. - с.15-23.
30. Спецвыпуск «Регионы. Самарская область» // «Российская газета», 12.09.2011
31. Тонышева Л.Л., Трофимова Ю.В. Проектно-целевой подход развития социально ориентированной экономики региона // Известия высших учебных заведений Социология. Экономика. Политика. – 2011. – № 1 (28). – С. 53–56.
32. Ханнанова Р.Т. Кластерная модель развития региона и риск-менеджмент // Российское предпринимательство. — 2011. — № 2 Вып. 2 (178).— c. 174-178.
Электронные документы и сайты
33. Администрация Самарской области - http://www.adm.samara.ru/economika/
34. Аналитический доклад. «Самарская область: эффективность региональной власти. Под редакцией А. Кынева. М. ИРИ. 2011.Режим доступа - ww.inreginfo.ru/upload/analitika/samara_doklad.pdf
35. Доклад по оценке экономического развития регионов РФ: проблемы Самарской области связали с ошибками ее руководства. Режим доступа - http://www.newsru.com/finance/15oct2010/samara.html
36. Информация о практике реализации Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в Самарской области- http://samregion.ru/goroda_raioni/goroda_i_rajon_information/29425/
37. Итоги социально-экономического развития Самарской области за январь –август 2011года и ожидаемые итоги развития за 2011 год. Приложение 1 к Постановлению Правительства Самарской области от 27.10.2011 №626. 48 с.
38. Качество жизни в регионах России. Институт региональной информации // http://www.inreginfo.ru/detail_states/univ_news_detail.php?ELEMENT_ID=171
39. Министерство Регионального Развития РФ // http://www.minregion.ru/workitems
40. Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области - http://www.economy.samregion.ru/
41. Правительство Самарской области - http://samregion.ru/organs_vlast/gub_duma/
42. Сводный доклад о результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Самарской области по итогам 2010 года - http://samregion.ru/goroda_raioni/goroda_i_rajon_information/62954/
43. Современный толковый словарь изд. «Большая Советская Энциклопедия» (он-лайн версия) - http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-encycl-term-47429.htm
44. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Самарской области - http://www.samarastat.ru/default.aspx