Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Развитие творческих способностей дошкольников средствами музыкально- дидактических игр
Введение
Актуальность проблемы. Проблема развития творческих способностей не нова для психолого-педагогических исследований, но до сих пор актуальна. Далеко не секрет, что и дошкольные учреждения и школу и родителей волнует вопрос о развитии креативности и творческих способностей детей.
Проблема развития творческих способностей личности ребенка относится к числу важнейших задач современной теории и практики дошкольного воспитания. Все сферы духовного и материального производства, требуют не просто квалифицированных, а талантливых, творчески развитых специалистов. От адекватного подбора содержания и применения педагогически выверенных методов и средств зависит уровень развития творческой активности ребенка.
Педагогика и психология накопили значительный опыт исследования творчества (A.M. Матюшкин, Л.Н. Столович и др.). Идеи практической психологии и диагностики творчества изложены в работах Л.С. Выготского, Б.М. Теплова. Проблема формирования творческих способностей в течение многих лет была предметом исследования философов, психологов и педагогов. Философские аспекты данной проблемы рассмотрены в трудах: Е.А.Ануфриева, А.М.Коршунова, и других. Психологической основой для исследования сущности и механизмов творческих способностей служат труды: Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Я.А.Пономарева, С. Л. Рубинштейна, а также работы зарубежных психологов: Д.Гилфорда, А.Маслоу, П.Торренса и других. Воспитательные возможности музыки и музыкальной деятельности признавали выдающиеся умы прошлого. Значение и силу музыкального влияния на личность отмечали античные философы Аристотель, Платон; средневековые мусульманские философы Авиценна, Фараби. Гуманистический смысл в подлинном музыкальном искусстве видели просветители, философы, писатели Г. Гегель, (d И.Гете, Д. Дидро, Г. Лессинг, Ф. Шеллинг, Ф. Шиллер и другие.
Несмотря на очевидность эмпирических фактов, доказывающих важность и актуальность вопроса развития творческих способностей детей, можно отметить, что недостаточно исследована возможность развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально – игровой деятельности, музыкально-дидактическими играми как наиболее близкими и интересными для ребенка.
Актуальность обозначенной проблемы определяется необходимостью решения возникших противоречий между потребностями педагогической теории в осмыслении значимости музыкально-дидактических игр и музыкальной деятельности в целом, с одной стороны, и недостаточной теоретико-методологической разработанностью данного вопроса в научных исследованиях, с другой; в наличии потенциальных возможностей музыкально-дидактических игр и их малой реализацией в педагогической практике. Указанные противоречия определяют проблему исследования: как развивать творческие способности дошкольников в музыкально-игровой деятельности средствами музыкально-дидактических игр. Актуальность, теоретическая значимость проблемы для педагогической науки и практики обусловили выбор темы исследования: «Развитие творческих способностей дошкольников средствами музыкально - дидактических игр»
Цель исследования: выявление возможности развития творческих способностей дошкольников средствами музыкально - дидактических игр.
Объект исследования: творческие способности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс формирования и развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально – дидактических игр.
Гипотеза исследования: процесс развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, будет более эффективным, если:
-созданы условия, способствующие развитию творческих способностей;
- развивающая работа с детьми строится на диагностической основе и с применением музыкально – дидактических игр.
Исходя из цели, гипотезы и учитывая специфику предмета исследования, определены следующие задачи:
1.изучить и проанализировать научно-методическую литературу и практический опыт по проблеме исследования и представить психолого-педагогическую характеристику детей дошкольного возраста;
2. выявить особенности развития творческих способностей дошкольников;
3. оценить возможности музыкально-дидактических игр в процессе развития творческих способностей дошкольников;
4. организовать и провести экспериментальное исследование особенностей развития творческих способностей дошкольников средствами музыкально - дидактических игр
5. рассмотреть рекомендации и направления работы по развитию творческих способностей дошкольников средствами музыкально - дидактических игр.
Методологическая основа исследования: психологические теории творчества (Д.Б.Богоявленская, А.Н.Лук, А. М.Матюшкин, Я.А.Пономарев и др.); учение о возможности развития творческого потенциала личности (Н. И. Сакулина, Т.С.Комарова,. Е.А.Флерина); педагогика гуманистической направленности (М.М.Бахтин, Е.В.Бондаровская, Г. Л. Ильин, В. А. Петровский, Н. С. Розов, и др.)
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор системы методов.
1)теоретические: анализ литературы, моделирование общих и частных гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы;
2)эмпирические: диагностические методы (беседы, диагностика);
3)статистические: ранжирование, обработка полученных в ходе исследования данных.
База исследования: ДОУ № 111 г. Хабаровска (ул. Союзная, 22).
Заключение
Подводя итоги проведенного исследования, мы смогли отметить, что развитие творческого интереса, творческой активности и способностей является одной из важных задач педагогической теории и практики художественного образования и эстетического воспитания подрастающего поколения в условиях современных задач гуманизации образования.
В процессе исследований мы подробно проанализировали сущностные характеристики способностей, их теоретические аспекты, педагогическое руководство процессом развития творческих способностей в условиях ДОУ. Творческие способности как формирующее понятие представляется нам особенно важным и актуальным сегодня.
Проблема эта нашла отражение в образовательной и досуговой деятельности ДОУ. Нами была сделана попытка построения некой системы выполнения творческих заданий на каждом занятии обучения дошкольников с использованием музыкально - игровой деятельности и средствами музыкально-дидактических игр.
Так же мы смогли охарактеризовать музыкально-дидактические игры как средство развития творческих способностей у старших дошкольников. Мы отметили, что основное назначение музыкально-дидактических игр и пособий - формирование у детей музыкальный способностей; в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте; развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух; побудить к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.
С учетом полученных теоретических сведений нами было организовано и проведено экспериментальное исследование особенностей развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, в результате чего были получены невысокие показатели развития творческих способностей детей. В холе первичного исследования было выявлено, что необходима кропотливая и целенаправленная работа с большей половиной дошкольников по развитию их творческих способностей и креативности, что стимулировало нас к выявлению методов и средств, способствующих развитию креативности и творческих способностей. Была подобрана и апробирована методика развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста и далее выявлена динамика развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. В итоге, мы отметили, что после проведения формирующей работы в экспериментальной группе, в которой проводилась формирующая работа, уровень развития креативности детей вырос, в то время как в контрольной группе показатели остались прежними. Следовательно, была доказана эффективность проведения музыкально-дидактических игр с группой детей старшего дошкольного возрастя для развития творческих способностей.
Так же в ходе исследования нашла подтверждение гипотеза о том, процесс развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, будет более эффективным, если: созданы условия, способствующие развитию творческих способностей; развивающая работа с детьми строится на диагностической основе и с применением музыкально – дидактических игр.
Следовательно, в исследовании были решены задачи исследования, достигнута цель работы и доказана гипотеза исследования.
Итак, систематическое проведение музыкально – игровых занятий, музыкально-дидактических игр позволили расширить творческие возможности детей, способности в преобразовании объектов, добились преобразования идей, различных операций и повысить уровень развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Считаем исследование в рамках дипломной работы завершенным.
Список литературы
1.Аврукин В. М. Новые исследования психологии творчества //Психологический журнал,2005. — № 5.
2.Алексеев Н.Г., Юдин Э.Г. О психологических методах изучения творчества.- М., Наука, 2001
3.Арнаудов М. Психология литературного творчества.- М.: Прогресс, 2000г..
4.Батищев Г.С. Диалектика творчества.- М., 2004
5.Блохина О.В. Развитие креативности у детей старшего дошкольного возраста на основе музыкально-игрового творчества. БелРИПКППС. – 2008г.
6.Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества.- Ростов-на-Дону, 2003.
7.Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М., 1996.
8.Буренина А.И.Музыкальная палитра №2 2002 г. Статья «Деревянные истории»/ А.И.Буренина. – Санкт-Петербург.: Редакция журнала «Музыкальная палитра», 2004.- с.3-6
9.Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: учеб. Пособие для студ-ов пед ин-тов. - М.: просвещение, 1983. - 255 с.
10.Выготский Л.С.Воображение и творчество в детском возрасте. М.-1981г.
11.Гальперин П.Я. Поэтапное формирование как метод психологических исследований // Актуальные проблемы возрастной психологии - М 1987
12.Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т.Т.1:Пер. с франц.- М.:Мир, 2002.
13.Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Пособие для воспитателя детского сада.М.:Просвещение, 2008. - 96с.
14. Дошкольная педагогика: учеб. Пособие для студ. Пед. ин-тов / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 2003. - 304 с.
15.Дружинин В.Н. Психология общих способностей.- СПб: Питер, 2002.
16.Дружинин В.Н., Хазратова Н.В. Экспериментальное исследование формирующего влияния микросреды на креативность // Психол.журнал.- 2004.- № 4.
17. Зак АЗ Методы развития способностей у детей М 1994
18.Конкевич С.В.Пособие для занятий с детьми «Музыкальные праздники в детском саду и в начальной школе»/ С.В. Конкевич. – Санкт-Петербург.: Литера, 2005. – 31 с.
19.Комисарова Л.И. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников/ Л.И. Комисарова. – М.: Просвещение, 1986. – с.10-12
20.Кошмина И.В. Музыкальные сказки и игры/ И.В.Кошмина. – М.: Владос, 2000. – с.6-9
21. Крутецкий В.Н. Психология.- М.: Просвещение, 1986 г. – с.203.
22.Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: Изд-во МГУ, 1981.- 584 с.
23.Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры// Избр. психолог, произведения: В 2-х т. - М., 2003. - Т.1. - С. 303-323.
24.Лук А.Н. Психология творчества.- М.: Наука, 2008.
25.Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления.- Минск: Харвест, М.: АСТ, 2000.
26.Моляко В.А. Психология творческой деятельности. М. Высшая школа,2008
27.Немов Р.С. Психология. – М.- 2000 г. – с.679.
28.Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры, Москва, Просвещение, 2005 г.
29.Особенности психического развития детей 6-7-летненго возраста / Под. ред. Д.Б.Эльконина, А.Л. Венгера. - М., 2008. - С. 23
30.Перкинс Д.Н. Творческая одаренность как психологическое понятие // Общественные науки за рубежом. Сер. Науковедение.- 2008.- № 4
31.Пономарёв Я.А. Психология творчества. - М.: Наука, 1976. - 302 с.
32.Радынова О. П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников: Учеб. Для студ. высш. и сред. пед. учеб. завед. - 2-е из. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 240 с.
33.Радынова О.П.Слушаем музыку/ О.П. Радынова.– М.:Просвещение, 1990г.
34.Развитие и диагностика способностей // Под ред. В.Н.Дружинина и В.В.Шадрикова.- М.: Наука, 2001.
35.Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. - М.: Изд-во АН СССР, 1958. - 556 с.
36.Смирнова Е.О., Гударёва О.В. Современные пятилетние дети:
особенности игры и психического развития//Дошкольное воспитание.2004. - №3.
37.Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д., Феникс, 2007
38.Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей.- Ярославль. -1997г.-с.138.
39.Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. – М. 1988 г. – с. 171-174.
41.Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т.Ч М.: Педагогика, 1985. Ч (Труды д. чл. и чл.-кор. АПН СССР).
42.Тютюнникова Т. Пособие по творческому музицированию «Бим! Бам! Бом!» Сто секретов музыки./ Т. Тютюнникова. Вып.1.Игры звуками.СПб, 2002г.
43.Хуторский А.В.Развитие творческих способностей.- М.: Владос, -2000 г.
44. Шаграева О. А. Детская психология: Теоретический и практический курс. М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2009 г.
45.Шадриков В.Д. Развитие способностей.// Начальная школа.- 2004 г. - № 5.
46.Ярошевский М.Г. Проблемы научного творчества в современной психологии, М.: Наука,2007