Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Влияния стиля родительского воспитания с тревожностью детей старшего дошкольного возраста
1.1.Тревожность как черта личности
Тревожность рассматривается в различных направлениях психологии. Психоаналитический подход к пониманию страха и тревоги связан в первую очередь с именем З. Фрейда. В его работах проблема страха и тревожности именно как психологическая проблема была поставлена впервые [1, с. 35].
Представления З. Фрейда о тревоге претерпевали изменения в процессе его профессиональной деятельности. Первая теория тревоги описывала превращение либидо. Он считал, что симптом замещает тревогу, однако, в дальнейшем в его теории причина и следствие поменялись местами, то есть получается, что не вытеснение порождает тревогу, а наоборот – тревога порождает вытеснение. В качестве примера Фрейд приводит фобию пятилетнего мальчика Ганса, который боялся выходить на улицу, потому что у него была фобия лошадей. Таким образом, симптом влиял на сдерживание тревоги, то есть приводил к вытеснению. Отношение Ганса к отцу носило ярко амбивалентный характер. Мальчик испытывает сильную потребность в любви матери, и потому ощущает ревность и ненависть по отношению к отцу (эдипов комплекс). Враждебное отношение к отцу потенциально влечет за собой пугающее возмездие, поэтому из со-знания вытесняются как ненависть, так и связанная с нею тревога. Затем эти чувства переносятся на лошадей. Таким образом, фобия лошадей является симптомом, который выражает страх Ганса перед своим отцом [9, с. 359].
1.2. Особенности проявления тревожности в дошкольном возрасте
Анализ психологической литературы показывает, что среди ученых нет единого подхода к выделению видов тревожности. Описываются разные виды тревожности: ситуативная и личностная тревожность, неадекватная и адекватная тревожность, расслабляющая и мобилизующая тревожность, врожденная и приобретенная тревожность. Особенности проявления тревожности можно наблюдать на всех уровнях активности человека социальном, психологическом, психофизиологическом.
Основным вопросом является изучение причин возникновения тревожности у детей дошкольного возраста. В большинстве работ, рассматривающих возникновение и развитие тревожности, осуществляется психодинамический подход (А.И. Захаров, 1988; Н.Д. Левитов, 1969 и др.) [2, c. 87]. С другой стороны, социальный подход рассматривает причины детской тревожности в неправильном воспитании и неэффективном отношении ребенка с родителями, особенно с матерью (А.С.Спиваковская, 2000; А.И. Захаров, 1989; А.М. Прихожан, 2002 и др.); Н.Д. Левитов (1980) отмечает, что тревога у детей может порождаться отсрочкой подкрепления; К.Хорни (1993) отмечает, что возникновение и закрепление тревожности связаны с неудовлетворением ведущих возрастных потребностей ребенка; смена социальных отношений, часто представляющая для ребенка значительные трудности, также может стать причиной развития тревожности Л.И.Божович и М.С.Неймарк (1996). Данное исследование выполнено в русле социального подхода, который рассматривает причину возникновения тревожности в нарушенном родительском отношении к детям [2, c. 98].